Дистанционное обучение школьников: новый опыт и новые возможности
Опубликовано:
Прошел почти год с тех пор, как казахстанские школы перешли на дистанционный формат обучения. И новшество, которое болезненно давалось учителям, учащимся и их родителям еще весной, сегодня воспринимается спокойно, а для многих дистанционка и вовсе стала наиболее удобной формой получения знаний. О новом опыте и адаптации педагогов к новым реалиям в интервью NUR.KZ рассказала директор столичной школы-лицея №35 Зауреш Адилбекова.
- Как и все новое, переход на дистанционное обучение оказался непростым и для учителей всего мира. Мы все видели, что весной прошлого года педагоги были растеряны наравне с учащимися и родителями. Что изменилось в течение года?
- Конечно, между тем, что мы наблюдали весной 2020 года, и тем, что представляет из себя дистанционное обучение сейчас, есть большая разница, в том числе и в восприятии учителей. Мы даже проводили в нашей школе опрос, который показал, что более 90% педагогов нравится дистанционный формат. Всего были опрошено 80 из 115 учителей. Большинство воспринимает новую форму обучения воодушевленно, но есть и те, кому в силу возраста она дается труднее. Многие учителя говорят, что дистанционный режим помогает им экономить время, правильно его планировать и ставить смарт-цели. Мне, как директору, этот формат нравится тем же: любое совещание или педсовет можно организовать в короткие сроки, провести встречу онлайн, не тратя время на сборы, и быстро скорректировать свою работу.
- Насколько сегодня учителя приспособлены к новому формату?
- В марте 2020 года, когда они вообще не понимали, как работать в дистанционном формате, естественно, было сложно. У учителей был стресс. Но со временем, за время каникул и отпусков, учителя подтянули свои знания, обучились IT-компетенциям, овладели необходимыми навыками и настрой сменился на положительный. На сегодняшний день наши учителя более подкованы. К тому же, и сам формат обучения стал более удобным. Если в конце прошлого учебного года мы работали только в дистанционном режиме, без стриминга, то сегодня у учителя есть возможность выходить в онлайн, видеть своего ученика лицом к лицу, объяснять сложные темы. Это называется синхронный формат. В асинхронном формате учитель предоставляет учащимся материалы, ссылки и задания для самостоятельного изучения, после чего дает им обратную связь.
- Насколько легко обучение в дистанционном режиме далось детям и родителям?
- Сегодняшние дети – это дети поколения Z, они очень хорошо владеют информационными и коммуникационными технологиями. Дети адаптировались быстро, разве что чуть более трудно пришлось школьникам младшего звена. Но благодаря родителям, которые прилагают усилия и поддерживают детей, они постепенно осваивают новый формат. Многое зависит от руководства школы, от того, как быстро оно реагирует на замечания и обращения, и исправляет недостатки. Это дает свой результат. К примеру, как только школа перешла на дистанционное обучение, я сразу же вошла в родительский чат, где раньше не состояла. Мне это было важно потому, что я хотела быть в курсе всех жалоб и предложений родителей, которые присутствуя на уроках, видели минусы и писали о проблемах. Каждую из них мы старались решать оперативно и точечно, чтобы сделать учебный процесс комфортным для всех.
- Какой самый главный опыт из дистанционного обучения, вы извлекли для себя, как специалист?
- Плюсов очень много, но самый важный из них – навыки тайм-менеджмента, мы научились распоряжаться временем правильно. Второй момент – дети стали более самостоятельны, третий – учителя подтянули IT-компетенции. Четвертое – мы поняли, что благодаря Интернету нет никаких границ, мы можем получать знания и обмениваться опытом не только с коллегами из Казахстана, но и из-за рубежа. Ну, и к тому же, раньше во время морозов дети сидели дома, а потом нагоняли упущенную программу. А теперь, благодаря тому, что мы практикуем дистанционное обучение, во время понижения температуры воздуха и буранов, учащийся не сидит дома без дела, а обучается дистанционно.
- Как проходила подготовка учителей к дистанционке? Чему вас учили?
- По итогам мониторинга 4-й четверти прошлого учебного года, мы видели, по каким именно пунктам хромаем, кому какие курсы нужны. Где-то обучение было точечным, но нужно иметь ввиду, что наряду с подготовкой к обучению в дистанционном режиме, учителя одновременно проходили традиционные курсы по повышению квалификации. Что касается работы в новых реалиях, то педагоги обучались даже тому, как себя держать при ведении урока в дистанционном формате, это тоже очень важно.
- Как считаете, изменилось ли качество знаний учащихся при новом формате?
- По итогам первой четверти мы видим, что качество знаний выросло, причем сразу на 10%. Обычно у нас таких скачков не бывает, процент повышения с начала и до конца года колеблется на уровне 1, 2, или 3%. Но такого никогда не бывает. Конечно, при обучении в штатном режиме есть свои рамки, и учитывая различия в условиях обучения на дому и в школе, мы не можем судить объективен ли этот скачок. Но в целом, знания, полученные в штатном режиме, разнятся с тем, какие знания дает дистанционное обучение. В сегодняшней ситуации дистанционный формат единственно возможный и оптимальный, безусловно здесь есть свои плюсы. Но все-таки штатный режим предполагает общение человека с человеком, а это более, чем важно.
- Можете поделиться секретом успешного преподавания через дистанционный формат обучения?
- Дистанционный формат обучения не исключает того, что ребенку на уроке должно быть интересно. Хотя некоторые учителя говорят, что есть дети, которым скучно, которые не хотят слушать и воспринимать информацию через экран. Однако я считаю, что все зависит от педагога - от его подхода к уроку. Я сама веду математику, и на своих уроках изыскиваю все платформы и возможности, чтобы сдвинуть ребенка с места, заинтересовать его, увлечь, зацепить. Никто не отменял творчество учителя, как при обучении в дистанционной форме, так и в штатном режиме.
- Спасибо за беседу!
К слову, профильное ведомство в рамках проекта "Модернизация среднего образования" проводило мониторинг дистанционного обучения.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1905415-distantsionnoe-obuchenie-shkolnikov-novyy-opyt-i-novye-vozmozhnosti/