Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

"Геолог – это не свитер с оленями и борода": специалисты о стереотипах, любви к профессии и работе в поле

Опубликовано:

Асет Бекетов
Фото: из личного архива Асета Бекетова

Вот уже 55 лет, как первое воскресенье апреля – особенный день для всех, кто связан с геологией. Накануне свой профессиональный праздник отмечали и казахстанские геологи. В интервью NUR.KZ они рассказали о том, как пришли в профессию, так ли много в ней романтики, как принято считать, и в чем счастье геолога.

Асет Бекетов

Асет Бекетов - ведущий геолог Департамента по геологоразведочным работам ТОО «Kazakhmys Barlau». Исследует недра Земли 15 лет – ищет такие полезные ископаемые, как медь и железо. Говорит, что лелеял мечту о работе геологом с 6 лет. Именно тогда он впервые увидел, как добывают золото.

Асет Бекетов
Фото: из личного архива Асета Бекетова
«В детстве на каникулах я гостил у родственников в деревне, на джайляу в Восточно-Казахстанской области. Неподалеку от этого места было открыто месторождение. Все лето там шли буровые работы, и мы, мальчишками, бегали туда каждый день: посмотреть, порасспрашивать, так нам было интересно. Однажды рабочие показали нам кусочек пирита и сказали в шутку, что это золото, и если вырастем и станем геологами, то сможем добывать его и разбогатеем. С тех пор я грезил этой идеей», - с улыбкой вспоминает Асет Бекетов.

Когда он вырос, вопрос о выборе профессии даже не стоял. Поступил в профильный колледж, где готовят геологов, а потом и в вуз.

После началась самая настоящая полевая жизнь: с длительными командировками, ночевкой в палатках, геологическими маршрутами, изучением участков на наличие ископаемых, отбором проб и работой с картами. Говорит, что до сих пор помнит радость от первого обнаруженного месторождения.

Асет Бекетов
Фото: из личного архива Асета Бекетова
«Это было важное событие в моей жизни, мы все были счастливы, вся команда. В то время я только начинал работать, был помощником главного геолога. И первая скважина, которую я описывал, оказалась самой рудной», - рассказывает геолог.

По его словам, он еще ни разу не жалел о своем выборе. Хотя работа непростая - требует физической выносливости, терпения, и непрерывного обучения.

«Нет такого геолога, который знает всю геологию на 100%. Ни один кусочек Земли не похож на другой. Геологию нужно изучать всю жизнь», - отмечает Асет Бекетов.

Не всякий может стать геологом, кроме любви к науке и природе, важно еще иметь идеальное здоровье. Так, к примеру, геолог не должен страдать дальтонизмом (цветовой слепотой), так как в ходе работы ему приходится работать с породами разных цветов.

Бекасыл Аукешев

Бекасыл Аукешев
Фото: из личного архива Бекасыла Аукешева

Бекасыл Аукешев работает геологом 9 лет. Его путь в геологию начинался похоже – в Каркаралинском районе, где он рос, находилось месторождение железа Кентобе, на котором работал его отец. Каждый раз он привозил оттуда сыну различные камни и породы, которые не встретить в обычной жизни – они переливались, блестели, и завораживали мальчика.

«Как сейчас помню, это были минералы гематита. Уже тогда я чувствовал тягу к изучению земной коры, которая столько всего в себе таила. Закончил школу для одаренных детей с физико-математическим уклоном, набрал высокий балл, мог выбрать любой вуз и факультет, но выбрал геологию. Хотя многих тогда почему-то удивил», - делится геолог.
Бекасыл Аукешев
Фото: из личного архива Бекасыла Аукешева

Сегодня он возглавляет проект по созданию геологического кластера в геологоразведочной компании «Kazakhmys Barlau», который включает в себя кернохранилище и лабораторию нового формата. По словам Бекасыла Аукешева, для него самое захватывающее в работе - видеть результат.

«Для геолога, может и важны любовь к путешествиям и экстриму, но в первую очередь, в геологии необходимы аналитическое мышление, пытливый ум, усидчивость», - подытоживает он.

Николай Чертилин

Николай Чертилин
Фото: из личного архива Николая Чертилина

Чертилин Николай Григорьевич в геологии уже 50 лет. Большую часть геологической жизни провел в поле. Он является первооткрывателем юго-восточного фланга восточного участка месторождения Нурказган. Николай Григорьевич рассказывает, что немногое может сравниться с радостью открытий.

«Это было в начале двухтысячных. Установил скважину, выбурили рудное тело – оно оказалось мощным, богатым по содержанию меди и золота. Наверное, это был момент внутреннего ликования, но длился он недолго. Нужно было продолжать дальнейшие поисково-оценочные работы», - говорит работник ТОО «Kazakhmys Barlau».

За полвека геолог повидал немало: в профессии есть не только романтика, но и определенные сложности, в которых не каждый сможет выстоять. Вспоминает, что поздней весной в конце 70-х годов в полевом лагере лепили снежную бабу: перед этим в степи неделю бушевал буран. Видел, как менялись технологии и подходы в подготовке новых кадров.

«Но что бы ни происходило, полевая геология остается прежней: геологический молоток, компас, лупа, карандаш, тетрадь и любовь к делу. Без последнего в ней никак, интерес и неуемная жажда поиска, исследований – «топливо», на котором держится профессия. Много молодых ребят уходят на более легкую и менее пыльную работу. А я до сих пор помню, как подходит весна, так сразу тянет в поле… Конечно, приходилось часто уезжать, подолгу не видеть родных. Но мне повезло, жена меня всегда понимала, может, потому, что у нее отец работал на обогатительной фабрике, и она росла в этом», - размышляет Николай Григорьевич.

Александр Щеглов

Александр Щеглов
Фото: из личного архива Александра Щеглова

Руководитель геологоразведочной службы ТОО «Kazakhmys Barlau» Александр Щеглов впервые выехал в поле в роли геолога на четвертый день после защиты диплома. Первая вахта, которая состоялась в 2010 году, оставила в его памяти самые яркие впечатления.

«До сих пор помню свою потерянность и одновременный восторг», - говорит геолог.

В первые несколько лет он с каждой поездки привозил домой горные породы и минералы, собирал свою коллекцию интересных находок.

«Это не были драгоценные камни или металлы, но каждый кусочек породы казался мне ценным и уникальным. Конечно, потом это увлечение сошло на нет, так как со временем глаз притерся, и я понял, что всего не навезу, а коллекция только собирает пыль. Половину отнес на работу, половину пришлось утилизировать», - смеется геолог.

Говорят, что геологи – народ суеверный. К примеру, никогда не бриться во время вахты, а только в последний день, когда приехал сменщик, иначе все пойдет не так. Сам Александр суеверность геологов считает стереотипом, как и многое другое.

«У многих еще с советских времен представление, что геолог - это свитер с оленями, борода, молоток, костер, гитара, на самом деле это не всегда так. К тому же, костры и палатки – в прошлом. На участках, где мы работаем, оборудован лагерь с современными отапливаемыми вагонами, есть столовая, душевые – сама сфера шагнула далеко вперед. Условия в поле – не хуже, чем дома», - отмечает геолог.

Однако труд геолога непрост и к этому нужно быть готовым.

«Молодой геолог, который только начинает свой путь, должен понимать, что он точно не будет сидеть в офисе. Это постоянные командировки и работа на выезде. К примеру, моя самая долгая вахта длилась 60 дней. Ты не видишь семьи, не всегда бывает связь с внешним миром. А когда возвращается с поля, где каждый день видишь по 10-15 человек, в шумный город, то не сразу к этому привыкаешь. Многих в работе геолога это отпугивает. Но здесь много своих преимуществ и перспектив», - разъясняет Александр.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1906236-geolog-eto-ne-sviter-s-olenyami-i-boroda-spetsialisty-o-stereotipah-lyubvi-k-professii-i-rabote-v-pole/