Айдос Кобетов: Механизм государственно-частного партнерства - выгода для всех
Опубликовано:
Мировой опыт показывает, что государственно-частное партнерство взаимовыгодно. Европа уже давно отошла от практики строить объекты за казенный счет. В Казахстане, учитывая нехватку школ и детсадов, механизм ГЧП активно используется в сфере образования. Об этом и многом другом рассказал в интервью Айдос Кобетов, управляющий директор, член правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства».
- В чем преимущества механизма ГЧП и каков его объем сегодня?
- Государственно-частное партнерство – взаимовыгодное сотрудничество государственных органов и предпринимателей в социально-значимых отраслях, где первые являются заказчиком услуг, а вторые - исполнителями. Эту модель начали использовать в Казахстане с 2006 года, с целью разгрузить госбюджет.
В последнее время увеличилось привлечение инвестиций через данный механизм, особенно в сфере образования и здравоохранения. По данным на 1 апреля 2021 года в стране заключено 806 договоров ГЧП в различных отраслях экономики. Общий объем привлеченных инвестиций составил 1,4 триллиона тенге. ГЧП – это механизм рационального использования бюджетных средств, так как они всегда ограничены.
- Необходимо ли строить школы по механизму ГЧП?
- Первый проект ГЧП был реализован в сфере создания детских садов в рамках программы «Балапан». Благодаря совместным усилиям, удалось повысить охват дошкольным образованием во всех регионах.
В 2020 году в стране было открыто 365 частных детских садов на 38 тысяч мест. В текущем году планируется провести работу по открытию еще 32 тысяч мест за счет развития сети частных дошкольных учреждений.
Это революционная в то время инициатива позволила решить нехватку детских садов в регионах практически полностью. И сейчас логично, что успешная работающая модель начала тиражироваться на следующую ступень образования – школы.
Проблема трехсменных школ является наиболее обсуждаемой в течение последних нескольких лет. В Казахстане 34 аварийных и 137 трехсменных школ. По прогнозам к 2025 году дефицит ученических мест составит около 670 тысяч. Чтобы решить эту проблему планируется построить 800 новых школ.
Это связано с двумя факторами. Первый – это динамика роста рождаемости и большое количество первоклассников. И второе – миграционный процесс, который особенно остро ощущается в городах. Исполнительные органы, применяя механизм ГЧП, могут построить вместо одной сразу несколько школ, даже покрыть полную потребность. Инвесторам возмещаются затраты в течение нескольких лет, тем самым, исключается единовременная нагрузка на бюджет.
- Какие риски при механизме ГЧП и кто за них отвечает?
- Преимущество ГЧП в том, что соблюдение показателей качества и доступности закрепляется за инвестором, что важно в социальной сфере.
Не стоит также забывать о существовании риска удорожания любого проекта, если его реализация была отложена хотя бы на один год в связи с отсутствием финансирования бюджета. В механизме ГЧП данный риск закрепляется за частным партнером. И его нивелирование осуществляется за счет инвестора и его силами.
О преимуществах ГЧП говорят специалисты многих отраслей экономики.
Алмат Джунусов, директор Палаты предпринимателей Нур-Султана подчеркивает:
«Ранее несовершенство законодательства было одной из главных преград на пути к активному привлечению частных инвестиций и компетенций. Однако в последние годы ситуация в корне изменилось. Приняты соответствующие законы. Практически в каждом послании Главы государства озвучивается необходимость активнее применять механизмы ГЧП в самых разных направлениях. С такой поддержкой у бизнеса есть прекрасная возможность проявить себя, получить и реализовать новые проекты».
Лязат Разбекова, директор технологического колледжа города Нур-Султан считает:
«Без поддержки бизнеса многие проекты были бы не осуществимы. Бюджету тяжело единолично взять на себя высокотехнологичные отрасли и прорывные проекты, например. В таких случаях на помощь приходит бизнес, который берет на себя основную долю затрат. В настоящее время в рамках ГЧП реализуются многие стратегические проекты, в том числе и новые школы».
Булат Омаров, руководитель Общественного совета по поддержке предпринимательства при партии Nur Otan:
«Рейтинг казахстанской системы образования сегодня невысок. Средняя оценка за третью четверть – 3. МОН обещает, что ситуацию исправят летние школы. Причина такой ситуации не только в продолжающейся пандемии и онлайн-обучении, но и дефиците ученических мест. Силами одного государства проблему не решить. Нужно мотивировать бизнес для подключения к этому вопросу. Медлить нельзя. Это и вопрос здоровья нашего будущего, и само будущее»
Ранее проекты ГЧП инициировались только государством, и многие из них не были интересны бизнесу. Сейчас частные партнеры могут выдвигать свои инициативы. Таким образом, совершенствование законодательной базы, формирование организационных структур, увеличение количества проектов – все это говорит о намерении превратить ГЧП в приоритетную сферу сотрудничества.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1907678-aydos-kobetov-mehanizm-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-vygoda-dlya-vseh/