Азиз Искаков: Качество жизни населения – это нечто большее, чем просто цифры
Опубликовано:
В Казахстане назрела необходимость изменения подходов к исследованиям потребностей общества. Таким мнением поделился член президентского молодежного кадрового резерва Азиз Искаков в интервью для NUR.KZ.
- Год назад Вы стали государственным служащим. Каково Ваше мнение о работе?
- Более года назад я принял приглашение на работу в Министерство индустрии и инфраструктурного развития. Отмечу, что сейчас, в интервью, озвучиваю свое личное мнение, не связанное с занимаемой мною должностью.
Вопреки сложившимся стереотипам, госаппарат в абсолютном своем большинстве состоит из добросовестных, отзывчивых и честных людей, которые пытаются сделать нашу страну лучше. И я горжусь тем, что могу реализовать свои знания и навыки на благо своей страны, как бы это не звучало.
Госаппарат – это сложный механизм, в работе которого, как и в работе других, в том числе частных организаций, существуют проблемы, и одна из них заключается в приоритетах – их слишком много.
По каждому из существующих направлений специалистами проводится обширная, но местами не особо эффективная работа, обусловленная высоким объемом непродуктивной нагрузки, которая зачастую подменяет собой саму работу. Особенно от этого страдают акиматы и отраслевые комитеты, так как основная нагрузка лежит именно на них.
- Какое главное направление в развитии страны Вы считаете наиболее перспективным?
- Полагаю, это может быть одна из составляющих качества жизни населения: жилищные условия, образование, здравоохранение, безопасность и т.д.
Выбрать можно любой блок, но он должен явно превалировать над остальными в правовых, бюджетных и иных моментах до тех пор, пока работа в нем не будет полностью выстроена.
Если же хвататься за все понемногу, то вряд ли будут достигнуты серьезные результаты.
- Вопросы качества жизни населения на протяжении нескольких лет включены в общественную повестку Казахстана. Как, по-вашему, они решаются?
- На мой взгляд, существует некоторая декларативность и некорректная трактовка самого понятия качества жизни, которое измеряется не только количественными показателями типа квадратных метров, денег или чего-то еще.
Качество жизни, в большинстве случаев, определяется вопросом «как?»: как людям живется на этой жилплощади, тепло ли им там, чувствуют ли они себя в безопасности и т.д. Это нечто большее, чем просто цифры.
Декларативность же выражается в том, что если мы нацелены на повышение качества жизни, то и измерять следует именно качество, как потребительскую категорию. Полагаю, это именно та человеко-центричность, о которой говорят и Президент и Елбасы.
- Проводятся ли в Казахстане исследования качества жизни?
- Да, причем исследуется весьма широкий спектр вопросов, касающихся не только качества жизни населения. Через портал госзакупок ежегодно организуется до сотни социологических исследований. Предполагаю, параллельно сопоставимый объем финансируется через госзадания, квазигоссектор и из внебюджетных источников.
В целом, на основе открытых данных, можно сказать, что средств выделяется достаточно, вопрос в целостности и эффективности этого процесса.
Сегодня в Казахстане, как и думаю, в других странах, нет единого архива проведенных исследований и нет базы первичных собранных данных. Отсюда нет возможности отслеживать те или иные вещи в динамике, анализировать и каждый раз приходится начинать буквально с чистого листа.
В некоторых исследовательских центрах есть практика хранения данных, но взаимодействия с другими организациями у них нет, так как нет подобной культуры обмена и открытости.
Многие считают это невозможным ввиду того, что исследовательские центры конкурируют, но конфликт интересов, думаю, здесь в иной плоскости.
- Про какой конфликт интересов Вы говорите?
- Если говорить кратко, то заказчик платит за проведение исследования того, как его работу оценивает общество и ставит, тем самым, своего подрядчика в зависимое положение. Если подрядчик показывает ситуацию, которая его не устраивает, то есть риск того, что эта работа не будет оплачена.
Чтобы исключить подобные ситуации следует изменить «правила игры» при исследовании общественного мнения по тем или иным вопросам таким образом, чтобы исполнитель не зависел от того, что хочет видеть заказчик.
В идеале они вообще не должны знать друг о друге ничего. Все это может быть достигнуто через объединение ряда существующих структур в одну, выступающую посредником между ними и ведущую единый архив данных.
- По каким принципам, по Вашему мнению, предлагаемая модель будет функционировать?
- Для компаний, проводящих исследования, не изменится ничего, кроме того, что они будут защищены от внешнего влияния. Речь идет о повышении зрелости и прозрачности этого рынка, исключении конфликта интересов.
Такой формат работы позволит систематизировать методологии проводимых исследований, обеспечить централизованное хранение и обмен данными.
При этом здесь сразу назревает вопрос о возможных рисках, которые могут быть минимизированы при соблюдении критически важных условий – они же принципы работы.
Первое – подобный институт должен быть независимым и быть подотчетным Парламенту или Администрации Президента, т.к. данная работа подразумевает в том числе и оценку деятельности органов исполнительной власти населением.
Второе – должна быть обеспечена открытость результатов всех исследований, кроме конфиденциальных, для всех заинтересованных сторон, что может обеспечиваться блокчейн-технологиями.
Третье – стоимость исследовательских услуг должна соответствовать конъюнктуре рынка и быть достаточной для обеспечения качества этой работы.
Если все эти три принципа будут соблюдены, то мы получим возможность принимать обоснованные и взвешенные решения, в том числе и касающиеся повышения качества жизни населения.
Полагаю, что для решения подобных задач и был создан президентский молодежный кадровый резерв.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1913009-aziz-iskakov-kachestvo-zhizni-naseleniya-eto-nechto-bolshee-chem-prosto-tsifry/