Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как выглядит философия независимости РК глазами педагога

Опубликовано:

Светлана Арыстамбаев
Доцент кафедры философии ЕНУ имени Л. Гумилева Светлана Арыстамбаева. Фото: из личного архива Светланы Арыстамбаевой

Получение знаний и новых навыков неразрывно связаны с познанием науки. А фундаментом развития многих наук является именно философия. Таким мнением поделилась доцент кафедры философии ЕНУ имени Л. Гумилева Светлана Арыстамбаева. О том, какие современные методы преподавания используются в университетах и какие возможности открываются студентам, она рассказала в интервью корреспонденту NUR.KZ.

- Светлана Андреевна, Вы предложили нашей встрече дать название «Философия Независимости» - что это для Вас значит?

- Для меня в этих двух словах кроется много смыслов. Это и о том, как строится независимость государства – через тернии к звездам, через ошибки к свободе, через конструктивный диалог социальных идеалов и политических реалий. Это и о том, как важно понимать независимость самой философии – как интеллектуального продукта – от конъюнктуры, от обыденности, от мелочности и меркантильности. Это и о моем пути в философии – пути длиною в 30 лет.

- Расскажите, как Вы пришли в философию?

- О, это непростая история self-made-philosopher. Я закончила с медалью сельскую школу, мои родители были очень простыми людьми, и мой выбор – поступать на философский факультет Томского госуниверситета – был малопонятен родным, одноклассникам и даже учителям. Учиться было сложно, но невероятно интересно – приходилось много читать, и мы просиживали вечера в научной библиотеке до закрытия, нужно было многое переосмысливать – ведь это было время перемен, время Цоя и Детей Обруба, когда рушились политико-социальные устои. Тепло, сплоченность, поддержка – вот что мы вынесли из стен нашей альма-матер. И вот уже почти 30 лет я непрерывно преподаю философию и связанные с ней дисциплины.

- Кстати, о Вашей преподавательской деятельности. Где еще, кроме философии, могут реализовать себя будущие специалисты?

- Вы знаете, спектр философских дисциплин весьма разнообразен, и он постоянно пополняется. Если говорить обо мне, то я в своем педагогическом багаже имею такие замечательные дисциплины, как «Философия кино», «Логика», «Теория и практика аргументации», «Формирование антикоррупционного мировоззрения», «Инновационные технологии преподавания философии», «Культурология», «История и философия науки» и многие другие. Как видите, дисциплины интересные, необычные, практико-ориентированные. Если же говорить о кафедре философии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, где я работаю сейчас, то назову такие читаемые коллегами курсы, как «Философия мифа», «Философия предприимчивости», «Хаким Абай», «Философский роман», «Философия космоса», «Философия моды» и многие другие.

Надо отметить, что мои однокурсники стали успешны не только в научной-преподавательской сфере, но и в дипломатии, управлении человеческими ресурсами, писательстве, даже правоохранительной деятельности. Философский факультет нам дал многое, но прежде всего – умение видеть и стратегический, и тактический потенциал каждой жизненной ситуации, навыки критического и формально-логического мышления, способность применять общечеловеческий опыт в конкретных ситуациях.

- Кстати, Вы ведь тоже успешно служили в правоохранительных органах?

- Да, я пенсионер органов финансовой полиции, вышла на пенсию с должности проректора Академии финансовой полиции по науке и международному сотрудничеству. 16 с половиной лет моей жизни отдано финполу, я юрист следственной специализации, имею степень магистра юриспруденции и до сих пор успешно тружусь на ниве противодействия коррупции. Это и членство в антикоррупционных организациях как общественная деятельность, и экспертная работа. Философское образование помогает мне видеть в юриспруденции не просто отрасли права, но всю совокупность общественных правоотношений. Не случайно моя диссертация затрагивает вопросы изучения и изменения правосознания. Поверьте, за 30 лет независимости нашей страны правосознание нашего народа настолько динамично и кардинально менялось, что такие диссертации нужно писать ежегодно! Тема весьма актуальна, и у нее широкий горизонт прорастания в смежные специальности – психологию, социологию, политологию и другие сферы.

- Особенно это, очевидно, актуально в эпоху пандемии?

- Точно. Мы незаметно для самих себя дигитализировались – именно благодаря пандемии. И все эти процессы получают свое правовое сопровождение. К примеру, цифровые платежи, дистанционное обучение, электронное государство – за всеми этими ставшими уже привычными для нас процессами стоит мощный нормативный фундамент. Просто устанавливая на свой телефон какую-то программу, мы вступаем в сложную сеть правоотношений – даем согласие на сбор данных и т.д. И надо понимать, что этот прогресс изменяет наше правосознание, делая его все более глобальным по содержанию.

- А что касается новых методик дистанционного обучения, как Вы к ним относитесь?

- Вы знаете, я благодарю судьбу за то, что она вложила в меня неистребимое любопытство. Я люблю пробовать новые способы бытия, в том числе профессионального, и эта открытость новому опыту показывает, что мир непреодолимо прогрессирует. Сегодня преподаватель просто не имеет права быть нудным, монотонным, скучным. У меня есть публикация, в которой я рассказываю, что такое современный лектор, и поверьте, быть современным очень непросто. Сегодня любому обучающемуся доступны лекции любых университетов, значит, нужно искать свою изюминку, уникальность. Например, у меня есть курс «История и философия науки», который я читаю магистрантам. Каждую теоретическую лекцию преломляю в семинаре через процесс подготовки диссертации. То, что задаю им, может быть использовано при написании и защите диссертации. Использую элементы проектного менеджмента, ментальные карты, логику абсурда и другие способы активизации исследовательской деятельности. По теме «Философия права» мои второкурсники писали антикоррупционные работы, которые оценивало руководство Департамента Агентства по противодействию коррупции с вручением наград. Есть у меня интересный кейс по Великому шелковому пути, который в рамках «Культурологии» выполняют первокурсники.

- Вы учите молодежь независимого Казахстана почти 30 лет. Какая она?

- Невероятно талантливая, открытая и доверчивая, искренняя и ранимая. Я молодею душой, общаясь со студентами. Надо понимать, движущей силой нынешней молодежи - поколения независимости является прагматизм и культ знания. Я горжусь каждым нашим выпускником, со многими переписываюсь, слежу за их успехами. Верю – будущее моей Родины – в надежных руках.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1915898-kak-vyglyadit-filosofiya-nezavisimosti-rk-glazami-pedagoga/