Раскрытие интеллектуального потенциала: какие возможности открыты для казахстанской молодежи
Опубликовано:
Во время пандемии стало очевидно, что в Казахстане возникла необходимость всестороннего вовлечения учеников сельских школ в образовательный процесс. О том, как проекты Академии Елбасы помогают развитию молодого поколения казахстанцев, в интервью NUR.KZ рассказал директор КФ «Академия Елбасы» Асланбек Амрин.
- Асланбек Кеменгерович, расскажите пожалуйста, для каких целей была создана Академия Елбасы и чем она отличается от существующих институтов?
- Изначально целью создания Академии было реализовать инициативу «El Úmiti», которую выдвинул Елбасы Нурсултан Назарбаев. И видя очень много профессиональных участников проекта, мы решили, что необходимо проводить системную работу в сфере образования, чтобы таких профессионалов становилось больше. Именно это привело к пониманию того, что необходимо расширять участие и проекты Академии в сфере образования.
И сегодня Академия стала своеобразным центром знаний. Наша задача – объединить, локализовать успешный зарубежный опыт и масштабировать лучшие отечественные практики в сфере образования.
В вопросе применения зарубежного опыта важно не слепое копирование, а адаптация под культурные ценности, сформировавшиеся традиции общества, чтобы эта работа дала результат. То же касается и масштабирования лучших образовательных практик, которые имеются в нашей стране. Важно создать канал передачи опыта и тесного взаимодействия.
- Не дублирует ли ваша работа функции МОН? Почему министерство само не может реализовывать эти проекты?
- Не стал бы так говорить. МОН - это государственный орган, который реализует политику в сфере образования, определяет стратегические направления. Мы занимаемся точечной работой с конкретными детьми, направляя деятельность на сельских талантливых школьников с целью уменьшения разрыва между городом и селом. Мы тесно работаем с министерством и вообще с любыми госорганами. Но важно помнить, что наш Елбасы всегда ставил в приоритет вопросы образования, вспомним, что по его инициативе открылась программа «Болашак», были построены Назарбаев интеллектуальные школы, которые стали локомотивами в школьном образовании, именно он всегда давал старт масштабным проектам в сфере образования. А сколько появилось новых вузов: КИМЭП, ЕНУ, Назарбаев Университет и т. д. Поэтому Фонд, разумеется, не может оставаться в стороне от процесса повышения качества системы образования.
Академия Елбасы реализует проекты, которые призваны предоставить нашим школьникам и молодежи систему дополнительной помощи в обучении и развитии способностей для их становления активными и успешными гражданами нашей страны.
Так что ставить таким образом вопрос я не стал бы, у нас разные функции и задачи, но цель, конечно, одна – это качественная система образования.
- Какие результаты у проектов Академии?
- Когда вопрос касается результатов, особенно в сфере образования, то я могу сказать, что вы их увидите через 10-15 лет, а может, и позже. Все наши проекты носят долгосрочный характер. Наша работа состоит не в строительстве школ, зданий объектов, которые можно сразу увидеть и, так сказать, пощупать. Конечно, есть промежуточные результаты, например, проекты инициативы «El Úmiti», которые на практике доказали, что полностью соответствуют запросам общества и людей. По итогам прошлого года количество казахстанцев, непосредственно участвующих в проектах, превысило 350 тысяч, а общее количество вовлеченных - 1,5 миллиона человек.
В онлайн и в офлайн-мероприятиях участвовали школьники, студенты, родители и учителя. В этом году на текущий момент проектами было охвачено более 120 тысяч детей и представителей молодежи.
И цифры участников будут только расти, имеются примеры, когда школьники смогли кардинально изменить свою жизнь, получить новые навыки и знания.
- Есть ли реальные истории успеха участников проектов?
- Конечно, имеются. Я могу отметить активистов проекта «Медаль Елбасы», которые недавно встретились с директором Фонда Нурсултана Назарбаева. Многие из них реализуют уникальные социальные проекты, успешно продвигают среди молодежи национальные традиции и культуру, показывают пример того, как можно достигать высоких целей через упорство и трудолюбие. Например, Данияр Рымбаев из города Аксу организовал благотворительный фонд и ежемесячно помогает более 50 семьям. В период пандемии участница проекта из Талдыкоргана, ученица НИШ, воспитанница детского дома Дарья Степанова вместе с одноклассниками организовала бесплатные курсы английского языка для воспитанников детского дома «Айналайын». Более того, ребята обучали английскому языку детей медицинских сотрудников.
Интересные инициативы также были по эко- и музыкальному волонтерству. Например, Асман Аманжолов вместе с другими ребятами из Атырау устраивали акции по высадке деревьев. В Павлодаре виртуозный музыкант Алексей Лодочников проводит бесплатные курсы по обучению игре на домбре для всех желающих. Примеров очень много.
Отдельно хотелось бы сказать о лауреатах премии «Ел мақтанышы», которые являются призерами самых престижных международных предметных олимпиад. Нурсултан Хаджимуратов – еще недавно сам был призером олимпиад, а сейчас тренер нескольких десятков школьников и студентов, которые уже сами стали призерами международных олимпиад. Высокие результаты показали Темирлан Сатылханов, Данат Дуйсенбеков, Черданцев Владислав, Муханбетияр Касым и другие. Это все наши ребята, которые прославляют Казахстан на мировой арене. Напомню, за золотую медаль в международном первенстве в рамках премии «Ел мақтанышы» вручается сертификат на сумму 2 миллиона тенге для призера и тренера. За серебро - 1 миллион тенге, за бронзу - 500 тысяч тенге. В 2019 году были награждены 20 призеров и 28 тренеров. В 2020 году – 11 призеров и 20 тренеров.
Особенно отмечу победителей национальной олимпиады «Мың бала», которые успешно обучаются в школах для одаренных детей наравне с городскими школьниками. Там ребят очень много, которые благодаря этой олимпиаде сумели пробиться в лучшие школы страны.
- Что, по Вашему мнению, необходимо делать, чтобы развивать и поддерживать сельские таланты? Достаточно их просто отправлять на обучение в лучшие школы страны?
- Разумеется, недостаточно, у нас нет такой цели - просто взять талантливого ребенка и отправить его в ведущую школу страны. На это нет ресурсов и возможностей самих школ принять стольких ребят. Но нельзя отрицать такого факта, что имеются разрывы между городскими и сельскими школами, такие разрывы имеются везде, во всех странах. И в целом даже внутри одного города мы видим разные уровни школ. Здесь важно понять глубину этого разрыва. Наша задача этот разрыв сократить до минимального значения.
Поэтому, имея на руках новые технологии дистанционного обучения, мы запустили онлайн-школу «Birge oqý» для учащихся сел и пригородных поселков с привлечением учителей ведущих образовательных учреждений, таких как НИШ, «Білім инновация», РФМШ, столичных лицеев и других. Уроки проводятся по ключевым дисциплинам, которые формируют, скажем так, академическую основу – это математика и языки.
По итогам первого учебного года мы уже видим повышенный интерес к обучению и академическую активность учеников проекта, ведь им преподают не только научные дисциплины, но и воспитательные факультативы, такие как вопросы кибербезопасности, основы тайм-менеджмента.
На текущий момент в проекте принимают участие только победители и финалисты олимпиады «Мың бала» - это около 1500 учеников. Но в дальнейшем мы планируем охватить большее количество сельских школьников, в особенности тех, у кого есть проблемы с успеваемостью.
Согласен с тем, что дистанционное обучение не может стать заменой традиционному. Но согласитесь, что как дополнительное образование этот формат даст положительный эффект.
- В чем отличие деятельности Академии Елбасы от прочих начинаний в государственной политике? Есть ли инновационные подходы в работе?
- Нельзя отделять нашу работу от политики государства. Все наши инициативы и проекты направлены и реализуются в русле общей государственной политики, направленной на повышение системы образования и в целом повышения благосостояния наших граждан. И, конечно, образованный человек имеет больше шансов на повышение уровня своей жизни, благополучия.
Как уже ранее говорил, задача Академии состоит в построении системы, которая позволит выявлять талантливых школьников, раскрывать скрытые возможности ребят и, по сути, сопровождать на всем их образовательном пути.
Инновационным мы можем считать службу «Qabilet». Это система диагностики способностей детей, на основе которой будет вестись мониторинг процесса развития личности. То есть этот проект позволит нам выявлять на раннем этапе предрасположенность ребенка к какому-либо конкретному направлению и помочь его развить. И, конечно, это дает огромную информацию о распределении талантов внутри страны. Конечно, эти данные могут существенно корректировать образовательную политику в регионах.
Другая отличительная черта проектов – это конечные бенефициары наших проектов. Это в большинстве своем сельские школьники, есть разные проекты, которые так или иначе вовлекают сельских ребят, помогают им, но в таких масштабах, наверное, это впервые. Например, ежегодный охват только олимпиады «Мың бала» составляет не менее 100 тысяч сельских школьников, и мы видим, что они обладают значительным потенциалом, который нужно развивать, в том числе через внедрение эффективной модели дистанционного образования, реализуемой нами в рамках онлайн-школы «Birge oqý».
И, конечно, интересный проект, который мотивирует ребят, – это «Медаль Елбасы». Данный проект является хорошим примером того, как можно мотивировать нашу молодежь на постоянное развитие, предоставляя ей соответствующие возможности. И там тоже более 20% участников программы - это сельская молодежь.
Поэтому, говоря об особенностях наших проектов, я выделяю их масштабность, уникальность и конечные бенефициары.
- Будут ли проекты Академии охватывать всю страну?
- Важно не гнаться за сиюминутными результатами, а масштабироваться поэтапно, набирая опыт, учитывая ошибки, которые могут быть при реализации наших проектов.
При этом мы уже работаем по всей стране - проекты Академии стали доступными для всех граждан, к примеру, на нашем YouTube-канале бесплатно размещены видеоуроки по проекту «Медаль Елбасы», семинары для учителей по цифровой трансформации и другие полезные тренинги.
Мы ставим перед собой амбициозные цели максимально охватить всю нашу целевую аудиторию, но еще раз подчеркну, что нам важны не количественные показатели, а качественные.
Елбасы не раз подчеркивал, что важно качественно выполнять свою работу, не бегать за высокими цифрами, поэтому для нас важным было и останется качество всех наших проектов, их прозрачность и доступность.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1925693-raskrytie-intellektualnogo-potentsiala-kakie-vozmozhnosti-otkryty-dlya-kazahstanskoy-molodezhi/