"Ценой жизни научили водителей быть начеку": как алматинцы учатся вождению мотоцикла
Опубликовано:
Этим летом в Алматы произошло несколько ДТП с участием мотоциклистов. Некоторые из них оказались смертельными. Участников движения на дорогах южной столицы с каждым годом становится все больше. А значит, и больше опасности. Основатель первой мотошколы в Казахстане Сергей Ротару видит свою миссию в том, чтобы научить алматинских мотоциклистов грамотно управлять этим видом транспорта, передает корреспондент NUR.KZ.
Мотоциклисты Алматы не редко попадают в больницы с многочисленными травмами. Например, на проспекте Саина произошло сразу две аварии. В мае автомобиль ударил мотоцикл из-за чего чего водитель двухколесного транспорта заехал на бордюр и упал в арык. В июне мотоциклист не заметил разделительную стену развязки моста, врезался в нее и пролетел более 10 метров.
Трагический случай произошел в конце июня на Площади Республики. Водитель мотоцикла не заметил перебегавших дорогу бабушку и внучку и сбил их. Женщина скончалась.
По словам основателя первой казахстанской мотошколы Сергея Ротару, в большинстве ДТП, как правило, виноват все-таки мотоциклист. Кроме случаев, когда пешеходы действительно переходят дорогу в неположенном месте.
"Сесть на мотоцикл и поехать - не сложно. Он в любом случае поедет ровно. Но вот сделать остальное могут уже не все. Я сейчас даже не говорю об экстремальных ситуациях. Скорее, об элементарном. Плавно тронуться и остановиться.
Понимать, как работает задний и передний тормоз. Многие не имеют представления о тормозном пути мотоцикла при определенной скорости. Например, при 60 км/ч. В идеале же, человек должен выходить на дорогу только имея эти знания", - говорит Сергей Ротару.
Сейчас казахстанцы могут получить водительское удостоверение категории "А1" уже в 16 лет. Это позволит им управлять двухколесной техникой с объемом двигателя от 50 до 125 сантиметров кубических.
В 18 лет они могут получит категорию "А" и управлять мотоциклами от 125 сантиметров кубических. А для того, чтобы сдать экзамен и получить эти права, человек должен пройти то, что в АвтоЦОНе называют "самоподготовкой". То есть, самому найти способ научиться водить мотоцикл.
По словам Сергея Ротару, чаще всего люди учатся сами или просят помочь более опытных товарищей. В регионах существует только такой вариант. В Нур-Султане и Алматы можно обучиться в специализированных мотошколах. Сергей был первым человеком, кто создал такую школу в Казахстане в 2013 году. На тот момент подобные школы уже активно развивались в других странах СНГ.
"За это надо сказать спасибо моей маме. Она увидела, что я на своем первом мотоцикле пытаюсь делать какие-то трюки и сказала, что если уж и делать что-то, то нужно научиться этому у профессионалов. Чтобы было грамотно и безопасно. И я отправился в Москву, учился у мотоспортсменов Марата Канкадзе и Александра Андреева.
Когда вернулся в Алматы, то продолжил работать маркетологом. А потом когда научил ездить нескольких ребят, они у меня сами спросили, почему я не открою свою школу", - говорит Сергей.
Параллельно с работой в мотошколе Сергей состоял в Ассоциации каскадеров Казахстана. Принимал участие во множестве съемок и соревнований. Например, в одном из номеров, его костюм подожгли. С этим номером команда каскадеров Казахстана завоевала первое место на соревнованиях в Омске.
Сергей учит своих учеников основам. Чтобы те могли выехать на дороги Алматы и не создавать аварийных ситуаций. Говорит, что научиться езде на мотоцикле может любой вне зависимости от пола и возраста. Например, его самому старшему ученику было 75 лет. Мужчина решил исполнить мечту всей своей жизни. И сейчас, в свои 77 лет, он активно ездит в путешествия на мотоцикле.
С каждым годом в школе становится все больше девушек. По словам Сергея, бывают дни, когда на тренировках присутствуют исключительно девушки. Например, Александра Ким начала ходить на занятия в этом году.
"Конечно, мои родные беспокоятся за меня. Я их успокаиваю, что учусь у профессионала, а значит, смогу ездить максимально безопасно. Среди моих знакомых нет девушек-мотоциклисток.
Поэтому мне еще предстоит перебороть стереотип, что девушки не могут водить мотоцикл. Но я точно знаю, что это мое и что я обязательно куплю мотоцикл. Это ни с чем не сравнимое ощущение", - говорит Александра.
Многие ученики школы приводят к Сергею своих друзей, заинтересовавшихся вождением мотоцикла. Например, Антон Иващенко говорит, что он делает это, потому что только так человек сможет получить удовольствие от безопасного вождения уже во время первого сезона на мотоцикле. Сам Антон отучился в мотошколе четыре года назад.
"Я к тому моменту ездил на мотоцикле два года и считал, что большие скорости - это предел мечтаний. На мастер-класс к Сергею попал случайно. Убеждал его, что на моем Harley Davidson нельзя делать восьмерки и другие фигуры просто потому, что мотоцикл слишком неповоротливый и большой.
Сергей сказал, что у меня просто не хватает техники. Сел на Harley и грациозно проехал на моем 350-килограммовом мотоцикле все восьмерки. Я понял, что хочу также. А после обучения не боюсь пробок", - говорит Антон.
По словам Антона, в последнее время ситуация на дорогах Алматы изменилась в лучшую сторону. И во многом, благодаря вездесущим курьерам на скутерах.
"Эти ребята ценой своей жизни научили алматинских водителей всегда быть начеку. Их много, они ездят как попало, выезжают на "встречку", заезжают на тротуар. И автомобилисты вынуждены всегда быть настороже. Потому что из-за любого угла может выпрыгнуть двухколесный транспорт. А еще два-три года назад они не могли быстро привыкнуть, что весной начался сезон мотоциклистов.
Водители не ждут увидеть нас в зеркале заднего вида. Они ищут глазами себе подобных - большие автомобили с двумя фарами. Они не могут прогнозировать наши действия. Видят, что объект явно меньше, а скорость явно выше. Думают, что раз мы за 500 метров от них, то успеют развернуться, но мы быстро оказываемся рядом", - говорит Антон.
Мотоциклисты говорят, что даже психология вождения у них и у автовладельцев разная. В автомобиле вокруг человека находится металлический каркас, он сидит в удобном кресле, слушает музыку и может думать о своих делах.
В экстремальных ситуациях сработает подушка безопасности. Мотоциклист же всегда находится начеку. Потому что в случае чего машину можно отремонтировать, а мотоциклист рискует гораздо больше.
Сергей Ротару говорит, что водить мотоцикл безопасно вполне реально, если владеть техникой.
"Основная ошибка всех новичков - нарушение скоростного режима. Человек не знает тормозной путь мотоцикла при этой скорости. Но этому можно научиться.
Часто родители готовы купить ребенку мопед, если тот сильно просит. Я бы сначала отправил его учить правила дорожного движения. Чтобы он просто знал, что происходит в городе. Если у вас в городе нет мотошколы, то отведите его в автошколу. В дорожном движении должны принимать участие подготовленные люди. Иначе это может закончиться трагически и для них и для других", - говорит Сергей Ротару.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1927023-tsenoy-zhizni-nauchili-voditeley-byt-nacheku-kak-almatintsy-uchatsya-vozhdeniyu-mototsikla-foto/