Финские эксперты поделились видением по улучшению качества подготовки будущих педагогов
Опубликовано:
Модернизация среднего образования невозможна без улучшения качества подготовки будущих учителей. Для достижения этой цели в Казахстане в ближайшее время будут разработаны новые образовательные программы.
В Нур-Султане проходит обучение 110 профессоров и преподавателей 16 передовых казахстанских вузов из разных регионов страны, по итогам которого будут разработаны 30 новых образовательных программ для педагогических вузов и вузов, где имеются педагогические специальности.
Мероприятие проходит в рамках реализации проекта Министерства образования и науки РК «Модернизация среднего образования». Одна из целей проекта - обновление модели педагогического образования, в его разработке участвовали финский университет ХАМК совместно с Назарбаев Университет.
Как показали исследования, которые проводились в рамках проекта, в числе проблем, которые сегодня существуют в казахстанской системе образования – отсутствие целостного взгляда на образование в целом и педагогическое образование, а также пробел между теорией и практикой.
Кроме того, реформа среднего образования не отражена в учебных планах педагогических программ, они зачастую устаревшие и не связаны с повседневной жизнью школ, а сотрудничество между университетами и школами слабое. Есть запрос на усиление исследовательских навыков педагогов, улучшение онлайн-обучения и методической подготовки выпускников.
Сильные стороны – большой объем грантов на педагогические программы, инициативы по повышению статуса учителя, академическая свобода и инновационные программы, профессиональное развитие педагогов-преподавателей.
«Самые главные задачи, которые предстоит решить – преобразование модели обучения педагогов и наращивание объема практики. Второй компонент - создание новых образовательных программ в кооперации с другими участниками проекта. А все вкупе это должно привести к работе с кафедрами, которые готовят учителей», - разъясняет директор по проекту "Усиление потенциала педагогического образования" финского университета прикладных наук Хяме Маарет Вискари.
По словам эксперта, в казахстанской системе подготовки будущих учителей очень сильная теоретическая база, однако практическая часть страдает. Между тем, в той же Финляндии университеты кооперируется и работают со школами, в которые планируют направлять будущих педагогов для практики, это одна из показательных моделей.
«Важно создать структурированную базу, в которой студент идет знакомиться со своим будущим конкретным рабочим местом уже во время обучения. На время практики перед ним ставят определенные цели, которые он должен достичь. Местным студентам, нужно учиться, делая. Наша задача – подготовить лидеров изменений в университетах Казахстана, создать основу, которая будет работать в дальнейшем», - отмечает Маарет Вискари.
В свою очередь, руководитель команды экспертов из Университета прикладных наук Хяме (Финляндия) Лииза Постарефф отмечает, что в педагогическом образовании важно предоставить преподавателям педагогических вузов возможность непрерывного развития и образования.
«В связи с постоянными быстрыми изменениями, которые сегодня происходят в мире, преподавателям будущих учителей важно непрерывно работать над улучшением своих компетенций, над своим развитием. Возрастающую роль играет фокус на следующих трех факторах: образование, основанное на исследовании, рефлективное исследование учительской работы – анализ, и создание безопасной атмосферы для работы учителя», - утверждает эксперт.
По ее словам, преподаватели должны постоянно улучшать свое образование на основе исследований. Кроме того, с их стороны должна оказываться поддержка учителям практикам.
«Непрерывное развитие преподавателей педагогических вузов стимулирует как самого преподавателя, так и студентов. Посредством участия в обучении на основе исследований они могут развить критическое мышление, способность решать имеющиеся проблемы и навык самоанализа. Для того, чтобы стать реальным практиком, профессионалом высокого качества нужно научиться связывать теорию с практикой», - уверена Лииза Постарефф.
По ее словам, развитие может происходить на основе проведения опросов, самоанализа и совместного анализа с коллегами.
«Образовательная программа не должна быть напичкана только теорией, в ней должно быть место и время для практики, обсуждений, анализа», - подчеркивает эксперт.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1935303-finskie-eksperty-podelilis-videniem-po-uluchsheniyu-kachestva-podgotovki-buduschih-pedagogov/