Алтынай Асылмуратова рассказала о балете, людях и новой грандиозной постановке «Астана Оперы»
Опубликовано:
Государственный театр оперы и балета «Астана Опера» не случайно называют храмом искусства. Горожане и гости столицы с трепетом, затаив дыхание, созерцают под сводами зала его великолепные зрелища. Художественный руководитель балетной труппы, народная артистка России Алтынай Асылмуратова рассказала корреспонденту NUR.KZ о ближайших планах театра, грядущей постановке, метаморфозах балета и своего творчества.
Генетический год
Алтынай Асылмуратова родилась в Алматы в балетной семье. И бабушка, и дедушка, и папа, и мама – все были погружены в эту профессию. Все свое свободное время девочка проводила в театре. Глядя на родителей, солистов Национального Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, мечтала стать балериной.
Алтынай Асылмуратова говорит, в плане профессионального выбора сработал генетический код.
«Я все балеты знала с детства. Жила в творческой атмосфере: разговоры, костюмы, декорации. Родители были против, чтобы я шла по их стопам, слишком тяжела эта стезя. Хотели, чтобы я играла на рояле. Они поставили условие: если меня примут в хореографическое училище им. А.Я. Вагановой, я буду заниматься, а не примут, то больше к этому вопросу мы не возвращаемся. И мне повезло, меня взяли», - вспоминает Алтынай Асылмуратова.
В столицу она приехала в 2014 году по приглашению руководства «Астана Балет». А в марте 2015 года ее пригласили на работу в качестве художественного руководителя балетной труппы «Астана Опера».
«Белоснежка и семь гномов»
Как знаток своего дела, она прежде всего думает о репертуаре, чтобы в театре ставились лучшие спектакли, созданные великими постановщиками за последние 200 лет.
«Хотелось бы, чтобы казахстанцы имели возможность познакомиться с творчеством классиков. И в то же время есть горячее желание, чтобы балет ставили именно на нашу труппу, на этот театр. Поэтому приглашаем именитых балетмейстеров», - говорит Алтынай Асылмуратова.
Так создается эксклюзив. Одним из них стал большой проект «Бетховен. Бессмертие. Любовь» в хореографии Раймондо Ребека, подготовленный к 250-летию великого композитора. Премьера с большим успехом прошла на сцене «Астана Опера». Но из-за карантина гастрольные выступления с этим спектаклем, который хотелось представить в мире, были отменены. Другой уникальный проект – одноактный балет «Сколько длится Сейчас?» в его же постановке.
Балетмейстер был ведущим танцовщиком Берлинской оперы, с которым Алтынай Асылмуратова ранее танцевала. Важная мировая премьера балета «Зов степи» в хореографии Патрика Де Бана состоялась в декабре прошлого года, спектакль был поставлен на казахстанскую тему и на музыку казахстанских композиторов. Это интересный, современный, мистический проект, вместе с тем он очень красивый и необычный. Балет был поставлен специально на труппу «Астана Опера».
А в ноябре этого года в театре грядет премьера балета «Белоснежка и семь гномов».
«Это совершенно очаровательный спектакль, он похож на всем известный диснеевский мультфильм «Белоснежка». Там такие прелестные гномы», - рассказывает с улыбкой руководитель труппы. – «Упор здесь делается именно на зрительные впечатления. Это будет понятно всем. Не надо быть знатоком балета, можно прийти и просто получить удовольствие».
Представление насыщено частой сменой картин, разнообразием бутафории, декораций, фокусов, спецэффектов. Это театральное зрелище рассчитано на детей и взрослых.
«Мы пополняем балетный арсенал детскими спектаклями. Теперь у нас есть не только «Щелкунчик». Хочется притягивать детскую аудиторию, потому что зрителя нужно воспитывать с детства», - высказывается Алтынай Асылмуратова.
Музыку к «Белоснежке» написал венгерский композитор Тибор Кочак, автор либретто - Дюла Харангозо, который был прекрасным танцовщиком. В свое время он окончил Московскую академию хореографии, был художественным руководителем в Будапештском театре оперы и балета, а затем художественным руководителем театра Венской государственной оперы, сейчас директор балета Венской государственной оперы и Фольксопер. Этот спектакль он поставил давно, сделав его доступным для широкой публики. Казахстан впервые увидит эту авторскую работу на сцене государственного театра оперы и балета «Астана Опера» 19 и 20 ноября 2021 года.
Богатый балетный репертуар
В репертуаре театра свыше 20 балетных постановок, и с каждым годом он пополняется еще на 2 балета. Это и большие полнометражные спектакли, и одноактные балеты.
Алтынай Асылмуратова старается претворять в жизнь работы балетмейстеров разных эпох. Это и великие хореографы серебряного века, такие как Михаил Фокин. Мэтр-классик, на чьих шедеврах зиждется весь мир балета, Мариус Петипа. Это и западные классики, такие как Ролан Пети, Кеннет Макмиллан и многие другие, а также русский классик Юрий Григорович.
«Хочется сохранить их наследие и познакомить с ним казахстанских зрителей. А для артистов это огромный опыт, потому что это разные стили, школы, темы, разные литературные источники», - делится художественный руководитель. – «К примеру, в балете «Манон» артисты не только разучивают хореографию, но и знакомятся с либретто, прекрасной музыкой Жюля Массне. Встреча с каждым новым произведением, хореографом, литературным источником, новым музыкальным материалом и лексикой – все это образовательный процесс для артистов».
Классика vs современность
По мнению мастеров, современный балет значительно отличается от классического.
«Язык танца и построение другое. Современные спектакли имеют выразительность, исходящую от внутренней пластики. А в классической форме есть определенные каноны: позиции ног, движения», - говорит Алтынай Асылмуратова.
Современный же балет допускает различные формы, костюмы, и даже их отсутствие. Используется разная музыка или действо разворачивается в полной тишине. В классике присутствует одна, максимум две музыкальные композиции, созвучные по стилю. Оба направления в талантливом исполнении впечатляют, вызывают эмоции, доходят до сердца зрителя.
Балетный век короткий
В балетной труппе занята в основном молодежь – выпускники Алматинского хореографического училища им. А. Селезнева и Казахской национальной академии хореографии.
«Для «Белоснежки» подбирали исполнителей по характеру персонажей, потому что здесь важна актерская составляющая», - объясняет Алтынай Асылмуратова. – «Все герои потрясающие, а в гномах столько юмора и задора!»
Художественный руководитель балетной труппы имеет большой опыт руководства. Ей интересно работать с артистами и при этом не сложно. Главное – двигаться в одном темпе, динамично приближаясь к победе.
«Для нас важен результат, ведь мы прилагаем большие усилия. Балетный век очень короткий. И мы должны сделать, как можно больше. Да, сейчас пандемия, но несмотря на это нужно строить планы и идти к цели», - высказывается руководитель.
Она считает, что сегодня воспитано достойное поколение артистов, опытных мастеров. И есть молодое поколение, которым хочется дать весь спектр знаний и профессионального мастерства, чтобы они любили театр, свою Родину, прославляли ее.
О статусе балета в Казахстане
Приехав в Казахстан, Алтынай Асылмуратова наблюдает за развитием балета и говорит, что у него есть большой потенциал.
«Здесь много способных людей. Я не умею хвалить, хотя всегда есть за что похвалить исполнителей, но я не люблю это делать. Пусть это сделают за меня люди. Вот тогда мы не зря работали. Нужно все время двигаться, учиться, соответствовать времени, ведь все постоянно меняется», - размышляет наставник.
Она сетует на пандемию и неполные залы, ведь для артистов бесценна энергия зрителя, для которого труппа работает в полную силу.
Отмечает, что у жителей Нур-Султана есть интерес к балету.
«Здесь не так много населения, по сравнению с другими столицами мира. Город новый, театр новый. Если в Алматы уже сформировалась своя театральная публика, то здесь мы в начале пути, только «обрастаем» своим зрителем. Есть мечта поднять статус балета в Казахстане до мирового уровня, а для этого нужно представлять казахстанский балет на мировых площадках, больше гастролировать, формировать мнение мировой общественности о труппе «Астана Опера». И основная мечта – дарить людям как можно больше радости», - говорит Алтынай Асылмуратова.
Она призывает горожан приводить своих чад на детские спектакли, чтобы они знали, что такое театр. А это особое место, где есть определенные правила поведения. Это не кинотеатр, не стадион, не шоу. Здесь происходит внутреннее окультуривание.
Мы – люди культуры
По мнению народной артистки, хореография – это не только владение техникой, это еще и воспитание, манера поведения, этикет, внешний вид.
«Мы – люди культуры. Если ее нет, на сцене это видно, и это уже не профессионально», - говорит Асылмуратова. – «Человек высокой культуры начитан, имеет широкий кругозор, любит музыку и понимает ее, потому что всегда с ней работает. Балет – это еще и дисциплина, уважение к коллегам».
Все это важно для мастеров сцены, потому что они передают культуру последующему поколению. А задача руководителя – вырастить профессионалов.
К 30-летию независимости
Все мероприятия государственного театра оперы и балета в этом году посвящены 30-летию независимости Казахстана. Об этом рассказал директор оперной труппы Азамат Желтыргузов.
«Это большой праздник для казахстанцев, потому что за этот отрезок времени наша страна достигла немалых результатов, в том числе в области искусства», - подчеркивает Азамат Желтыргузов.
Он отмечает, что под руководством Елбасы в столице были открыты такие культурные учреждения, как Центральный концертный зал «Казахстан», Дворец мира и согласия, Казахский национальный университет искусств, Казахский драматический театр, появляются театры во всех областных центрах. Но самым крупным не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии стал государственный театр оперы и балета «Астана Опера», построенный в 2013 году.
К юбилейной дате при театре была открыта Международная оперная академия Astana Opera.
«Здесь мы будем воспитывать по двухгодичной программе будущих оперных певцов международного класса. В первую очередь мы делаем это для нашего театра. После окончания консерватории только 1 из 100 человек может сразу попасть в театр оперы. А здесь идет целенаправленная подготовка к оперной деятельности», - поясняет деятель культуры.
Национальные жемчужины
Состав оперной труппы насчитывает около 50 человек. В оперном репертуаре театра 18 опер, 3 из которых национальные.
3 года назад в «Астана Опера» открылся малый театр «Пикколо», где ставятся камерные спектакли. В этом году здесь прошла премьера Доменико Чимарозы «Тайный брак», это уже 3-й спектакль в рамках проекта «Пикколо». На большой сцене проходит около двух десятков опер, которые ежегодно дополняются очередным музыкальным шедевром.
Азамат Желтыргузов говорит, что национальные произведения являются жемчужинами казахского музыкального творчества, и занимают особое место в театральном пантеоне.
Театр открывался оперой «Биржан – Сара». Триумфально прошла опера «Абай», которая удостоилась государственной премии РК. Для ее постановки был приглашен знаменитый итальянский режиссер Джанкарло Дель Монако. Чтобы реализовать творческую идею, он изучил казахскую литературу и музыку. «Абай» идет в театрах страны с 1944 года. Благодаря интересному видению итальянского режиссера опера имеет мировой уровень. Этот спектакль был показан в Италии, в городе Генуя, где имел большой успех у взыскательной публики.
«Алпамыс»
Четвертым национальным оперным спектаклем в театре станет «Алпамыс». Последний раз эта опера была поставлена в 1973 году прошлого века в Казахском Национальном академическом театре оперы и балета имени Абая в Алма-Ате. В советский период в 80-е годы ее исполняли в Большом театре в Москве, в 2013 году ее услышали в Турции, в этом же году ее представили в Баку, в 2014 году в концертном варианте она была исполнена в столице.
«Эта опера будет впервые звучать в полном варианте в Нур-Султане со времен принятия независимости, - рассказывает Азамат Желтыргузов. – «Планируется полномасштабная постановка, которая пройдет под руководством оперного режиссера Юрия Александрова, дирижер-постановщик оперы Абзал Мухитдин, а также консультантом в этой постановке является дочь Еркегали Рахмадиева – Найля Рахмадиева».
«Алпамыс» - это опера советского и казахского композитора Еркегали Рахмадиева. Либретто написано Каукеном Кенжетаевым.
Произведение повествует о жизни легендарного батыра Алпамыса, который стал символом лучших человеческих качеств: доброты, любви к народу, справедливости, патриотизма. Прекрасен образ избранницы героя, его возлюбленной Гульбаршын, наделенной авторами такими чертами, как верность, преданность, чистота, целомудрие.
Главную партию Алпамыса исполнят такие солисты, как: Талгат Галеев, Расул Жармагамбетов, Ержан Саипов.
«Премьера оперы "Алпамыс" состоится в нашем театре 3 и 4 декабря этого года. Ожидаем, что постановка пройдет на уровне, и замысел режиссера воплотится самым наилучшим образом. Ждем полных залов, этого нам не хватает в период карантина», - выразил пожелание директор оперной труппы Азамат Желтыргузов.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1939393-altynay-asylmuratova-rasskazala-o-balete-lyudyah-i-novoy-grandioznoy-postanovke-astana-opery/