Уникальные петроглифы Танбалы: как выглядит объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Опубликовано:
На территории Казахстана существует знаменитый на весь мир археологический комплекс Танбалы. В 2004 году он вошел в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Археологический ландшафт Танбалы отличается удивительной концентрацией около 5000 петроглифов, связанных с ними поселений и могильников, которые в совокупности свидетельствуют о земледелии, социальной организации и ритуалах скотоводческих народов с бронзового века вплоть до начала 20 века. Подробнее читайте в материале редакции NUR.KZ.
Наскальное искусство очаровывало ученых в течение многих лет, поскольку считается свидетельством одного из первых искусственных произведений искусства. Поскольку некоторые наскальные рисунки относятся к доисторическому искусству, сложно определить источник, дату, значение и назначение этого искусства. Археологи выделили три категории наскальных рисунков, включая пиктограммы, земные фигуры и петроглифы. Петроглифы — это наскальные рисунки, выполненные путем нанесения каменного долота или молотка непосредственно на поверхность скалы. Когда патина — тонкий внешний слой на поверхности камня — снимается, обнажается более светлая скала под ней, создавая петроглиф. Реже петроглифы создаются путем царапания, а не вырезания на поверхности камня.
Большой размер древних петроглифов Танбалы, их уникальные изображения и качество иконографии выделяют их среди богатства наскального искусства Центральной Азии. Археологический комплекс занимает площадь в 900 гектаров и включает в себя 982-метровую вершину горы Танбалы. Река Танбалы протекает через центр и выходит на равнину внизу, на север. Вокруг объекта находится большая буферная зона площадью 2900 га, которая к северо-западу и юго-востоку от объекта включает остатки петроглифов, а также другие курганы и древние поселения.
Петроглифы на незащищенных скалах, которые были сформированы с использованием техники пикетирования каменными или металлическими инструментами, являются наиболее распространенными. Самые исключительные гравюры относятся к самому раннему периоду и характеризуются крупными фигурами, глубоко вырезанными резким способом, с широким репертуаром изображений, включая уникальные формы: солнечные божества, зооморфные существа, одетые в меха, синкретические сюжеты, переодетые люди и широкий спектр животных.
Природный ландшафт создает дискретную и конечную обстановку для наскального искусства. Петроглифы в пределах археологического ландшафта Танбалы все еще сохраняют свой первозданный характер и основные природные и культурные особенности нетронутыми. Здесь также хорошо сохранились культурные слои, представляющие собой свидетельства всех этапов развития этого важного культового центра в регионе.
Петроглифы в археологическом ландшафте Танбалы являются собственностью Национального парка, включенной в Список памятников истории и культуры в 2001 году. Он принадлежит государству и охраняется в соответствии с Законом 1992 года «Об охране и использовании объектов истоpико-культуpного наследия». Имущество и его буферная зона являются территорией Государственного историко-культурного и природного заповедника-музея «Тамгалы», созданного при Министерстве культуры и спорта Республики Казахстан в 2003 году. Управление имеет офисы в центре для посетителей на территории, прилегающей к буферной зоне, и включает в себя пять департаментов: административный, научно-исследовательский, архивный, логистический и службы безопасности. Представительство музея-заповедника расположено в областном административном центре Усын-Агаш.
Деятельность сотрудников заповедника-музея направлена на обеспечение надлежащей защиты и сохранения имущества и буферной зоны, а также ее культурных и природных компонентов. Эти мероприятия основаны на плане управления имуществом, который обновляется каждые пять лет, и общей концепции развития государственных музеев-заповедников (2009). Деятельность также направлена на развитие сотрудничества между всеми заинтересованными учреждениями в области охраны природы, научных исследований, туризма, образования и других областях.
Среди текущих приоритетов музея-заповедника — обновление плана управления, разработанного совместным проектом ЮНЕСКО-Норвегия-Казахстан на период 2012-2017 годов. В контексте этого проекта будут рассмотрены наиболее важные вопросы, влияющие на защиту и сохранение собственности.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1939680-unikalnye-petroglify-tanbaly-kak-vyglyadit-obekt-vsemirnogo-naslediya-yunesko/