30 лет Независимости: как развивалась транспортная отрасль Казахстана
Опубликовано:
Благодаря огромной территории, Казахстан обладает довольно большим транзитным потенциалом. С самого начала обретения Независимости в стране начали уделять особое внимание развитию этой отрасли. За последние 30 лет государством был разработан ряд больших программ, которые сыграли большую роль в раскрытии потенциала отрасли. Редакция NUR.KZ подготовила материал о наиболее важных достижениях в транспортной отрасли страны.
Если говорить в цифрах, то за годы Независимости в Казахстане было построено более 2,5 тысяч железных дорог, реконструировано около 20 тысяч километров автомобильных дорог, произошло увеличение портовых мощностей на побережье Каспийского моря до 26 миллионов тонн и проведена реконструкция взлетно-посадочных полос в 15 аэропортах страны.
Наиболее важной программой, принятой в данной отрасли, является Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года. До нее также были приняты аналогичные программы на 2004-2006 годы, 2010-2014 годы и Программа инфраструктурного развития «Нурлы Жол» на 2015-2019 годы.
В те годы, перед Казахстаном стояла задача обеспечить современную, а главное эффективную транспортную связность, которая позволит увеличить грузопоток по всей территории страны. Кроме того, целевыми индикаторами развития отрасли являлось урегулирование работы всех видов транспорта.
За последние 30 лет, объем грузовых перевозок в Казахстане менялся в лучшую сторону. И если в период с 1991 по 2000 годы объемы перевозок составляли около 2,500 миллионов тонн грузов, то по результатам 2018 года объемы составили уже более 4,130 миллионов тонн.
Наряду с этим, большое внимание уделяется строительству дорог, крупных автобанов и развитию придорожного сервиса. По стране было запущено восемнадцать платных участков дорог, протяженностью более пяти тысяч километров. На данный момент проводится работа по строительству более 400 объектов придорожного сервиса.
Ни для кого не секрет, что из всех видов транспорта в Казахстане наиболее сильная нагрузка приходится именно на пассажирские перевозки. Согласно данным из источника, 76 процентов от перевозок пассажиров с помощью транспортных средств, приходится на автомобильные перевозки. Развитие пассажирских перевозок в Казахстане происходит по определенной Программе, разработка которой была поручена в 2020 году Министерству индустрии и инфраструктурного развития РК на совещании Правительства. Осенью того же года Комплекс мер был утвержден Премьер-Министром Казахстана.
Больше всего пассажиров на данный момент, было перевезено в Нур-Султане, Алматы и Карагандинской области, что согласно данным, составляет 44 процента от числа всех пассажиров.
Еще одной не менее важной отраслью в транспортной системе является железнодорожный транспорт. Даже в самые тяжелые годы для страны не прекращалось строительство новых железных дорог и станций, которые связывали города между собой. Уже сейчас железнодорожные пассажирские перевозки насчитывают 139 маршрутов.
В январе 1997 года на свет появилось новое предприятие Республиканского масштаба «Казахстан Темир Жолы», которое по сей день является крупнейшей железнодорожной компанией государства. Предприятие на сегодняшний день является самым крупным работодателем и обеспечивает рабочими местами сто двадцать тысяч человек, треть из которых являются молодыми специалистами.
Самым быстрым видом перевозок, но в то же время самым дорогим, является воздушный транспорт. Главная особенность такого вида транспорта – быстрая перевозка пассажиров на дальние расстояния. На данный момент, воздушными перевозками в Казахстане занимается свыше двадцати авиакомпаний. Данная транспортная отрасль также подверглась большим изменениям за годы суверенитета страны.
Всего на территории страны функционирует тридцать пять аэропортов Международного и регионального значения, главные воздушные ворота Казахстана находятся непосредственно в столице – в городе Нур-Султан. Рост движения воздушных судов увеличивается с каждым годом. Согласно статистике, в 2005 году транзит составлял всего 84,6 млн километров, а в 2009 году эта цифра выросла до 113,7 млн километров.
За последние несколько лет на территории Казахстана была создана сеть вторичных аэродромных радиолокаторов, способных обеспечить рабочие места диспетчеров качественной информацией об обстановке в районе аэродромов. На постоянной основе внутри авиакомпаний происходит обновление авиапарка, а в аэропортах планомерно ведутся работы по модернизации инфраструктурных объектов.
В целом, транспортная отрасль Казахстана отличается достойными результатами развития. Каждый год увеличивается доля отрасли в ВВП государства, воздушный вид транспорта укрепляет свою роль, продолжают расти автобусные пассажироперевозки и автомобильные грузоперевозки внутри страны, а также проходит реализация крупных, масштабных проектов, способных внести еще больший вклад в развитие транспортной системы.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1939810-30-let-nezavisimosti-kak-razvivalas-transportnaya-otrasl-kazahstana/