Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как сохранить реку Жайык, рассказал эксперт

Опубликовано:

вид на реку Жайык с высоты
Фото: Управление природных ресурсов и урегулирования природопользования ЗКО

Последние пять лет проблема маловодья на реке Жайык (Урал) остается наиболее актуальной. Ситуацию в бассейне называют катастрофической. Согласны с этим утверждением и российские эксперты. Но в силах ли мы что-то изменить или водоем так и продолжит мелеть? Обоснованы ли опасения дефицита питьевой воды в регионах, которые подпитываются от Жайыка? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту NUR.KZ ответил экс-заместитель руководителя управления природных ресурсов и урегулирования природопользования Западно-Казахстанской области, экс-куратор водных ресурсов ЗКО Махамбет Ихсангали.

Махамбет Матенкожа, последние несколько лет о состоянии реки Жайык говорят очень много. Но все-таки проблема ведь не пришла в одночасье, какие действия или наоборот, бездействие привели к тому, что ситуацию теперь называют – катастрофической?

Знаете, наука говорит: «вмешиваться в дела природы нельзя». Но беречь и ухаживать за ней никто не запрещает. Например, вы живете в доме и не убираетесь, к чему это приведет? Все мы это знаем. Так и здесь. Вообще испокон веков за природой следили, ухаживали, помогали ей. А сейчас что? Человечество наносит миллиардный урон, а выделяет на исправление своих ошибок жалкие миллионы. Вот и с рекой Жайык тоже так. С 1991 года за ней ухаживать перестали. А когда-то там проводились систематически плановые работы.

Раньше было предприятие «Орал су жолдары». Это предприятие до 1991 года чистило рыбозимовальные ямы на реке. 58 рыбозимовальных ям мы нашли, есть их координаты, длина, глубина и прочие характеристики. Когда я начал их изучать, то обнаружил, что некоторые рыбозимовальные ямы были когда-то глубиной в среднем 20 метров, а это почти шестиэтажный дом. Были даже глубиной сорок метров. А сейчас Жайык люди переходят пешком.

Махамбет Ихсангали
Махамбет Ихсангали. Фото: фото из личного архива спикера

Что такое рыбозимовальные ямы? Что с ними стало, почему они так важны?

Рыбозимовальные ямы, это своего рода природные резервуары. Раньше в этих рыбозимовальных ямах удерживали воду. Сейчас же Жайык поднялся и превратился в канал. То есть, что я имею в виду, говоря поднялся, поднялось дно. Теперь в Жайыке этих рыбозимовальных ям нет. Хоть сколько пусть Российская Федерация подает воду, вся вода в том же объеме оказывается в Каспийском море.

Мы не можем удержать воду на реке Жайык и эта проблема сейчас особенно влияет на экологическое состояние нашей области. Река ведь в основном протекает по нашей области – это 1112 километров. А по Атырауской области где-то 300 километров. С 1991 года их перестали чистить. Теперь видим последствия. Одно из серьезных – потеряли объем воды. Рыбозимовальные ямы, как колодцы на дне реки – 20-40 метров глубиной. В них могли до четырех миллиардов кубов воды держать. Это была и среда для обитания рыб. Они также служили и для их разведения. Там все условия были. А сейчас не то, что рыбу, мы в Жайыке воду не можем удержать, она уходит. А Жайык попросту превратился в обычный канал. Из этого выходит, что надо восстанавливать все рыбозимовальные ямы.

вид на реку Жайык с высоты
Фото: Управление природных ресурсов и урегулирования природопользования ЗКО

Что для этого нужно?

Рыбозимовальные ямы имеют свою определенную глубину, ширину. Сам рельеф дна реки менять нельзя, оно идет зигзагообразно. Ученые говорят, дно вообще нельзя трогать, иначе нарушится экосистема. И это правильно. Рыбозимовальные ямы раньше как чистили? Для начала существовало специальное предприятие. Потом, у реки есть два берега. Одна сторона всегда гладкая, там обычно люди пляж обустраивают, а вторая сторона называется яр, это когда течение на поворотах врезается в землю и образует крутой обрывистый берег. Так вот, определяли глубину рыбозимовальной ямы, а затем вытаскивали все на гладкий берег. Аккуратно складывали, оставляли там на месяц, полтора, а то и два месяца. Пока весь живой организм опять же к воде не вернется. Сразу грузить на баржи, увозить не надо. Нужно дать время организмам вернуться в водную среду. Для того, чтобы продолжить естественный процесс обитания речной фауны.

То есть, это своего рода углубление дна реки Жайык?

Нет, тут не надо путать с работами по дноуглублению. Это делают обычно в каналах. Вот берут, например, глубину три метра и по всей протяженности делают такую глубину. Но в реках так не бывает, в таких условиях рыба жить не может. Это канал получится. Здесь надо выборочно по координатам, которые у нас есть. В списке 58 рыбозимовальных ям. 58 – это просто те, которые я нашел в архиве. А вообще, по реке, знающие люди говорят, их было около 800. Некоторые, например, глубиной 20 метров, а длиной четыре километра. Обязательно дно должно быть зигзагообразным.

То есть, яма, потом дно поднимается и через 10 километров снова еще одна яма. Природа специально так создала реку, чтобы рыба там могла на зиму остаться, могла летом, осенью кормиться. Раньше там были все необходимые микроорганизмы, бактерии. Вот и выходит еще одна проблема помимо недостающих запасов воды, рыбных запасов практически нет. Ценных видов пород нет сейчас на реке.

вид на реку Жайык с высоты
Фото: Управление природных ресурсов и урегулирования природопользования ЗКО

Река является трансграничным водным объектом. Многие эксперты проблемы Жайыка связывают именно с этим, что вы думаете об этом?

Мы должны в первую очередь решить проблемы на своей территории, в частности: очистить рыбозимовальные ямы, а также тот момент, что дно реки поднялось. Где это видано, чтобы человек реку переходил пешком? К тому же, на снимках из спутника мы видели, что в месте, где река Жайык заходит к нам через Оренбургскую область, образовалась природная дамба, протяженностью 15-20 километров. Обычно, когда мы строим искусственную переливную дамбу, там нет пропускной системы.

То есть, вода собирается, а вот то, что сверх переливается, в другую сторону и достается соседям. Например, человек строит переливную дамбу высотой восемь метров. Допустим, вода поднялась на 15 сантиметров выше этой дамбы, так вот, эти 15 сантиметров и переливаются на другую сторону. В нашем случае, в Казахстане именно вот такие излишки и попадают. И вот представьте, природа создала такую дамбу аж 15-20 километров. Вот это надо расчистить. Там в основном гравий идет. На снимках со спутника видно, что Российская Федерация реку на своей территории почистила, даже рыбозимовальные ямы. И если из космоса смотреть, вода на стороне соседей голубая, а у нас она, без преувеличения, черная.

Как состояние реки Жайык в целом отразилось на жизни региона?

В Западно-Казахстанской области 228 водных объектов: каналы, реки, озера, бассейны. Однако регион продолжает считаться засушливым. Потому что во всех них воды нет, либо ее катастрофически мало. Потому что основная подпитка была именно от реки Жайык. Там существует Урало-Кушумская оросительно-обводнительная система, благодаря ей, крупные районы нашей области получали воду через каналы. А сейчас каналы пустые у нас. И вот тут снова хочется вернуться к рыбозимовальным ямам. Эти ямы всегда подпитывались также из подземных рек, северные реки называют их, тем самым давали дополнительный объем воды Жайыку. То есть, Жайык получал с российской стороны наземные воды и были также подземные воды. Так как сейчас дно поднялось, а все рыбозимовальные ямы забиты, Жайык потерял эти источники.

Теперь зависим только от той воды, которую нам дает Российская Федерация. Самое главное, что с 1940 года реку всегда изучал Астраханский институт рыбного хозяйства. Там все научные данные. У нас не только по области, а даже по республике нет научных работников, которые разбираются в Жайыке. Получается, с 1991 года ни с областного, ни с республиканского бюджета не выделено для реки Жайык ни одной тенге, именно на ее восстановление. Деньги, которые выделялись, их выделили на изучение гидрологического режима стока реки Жайык. Но это изучение. Кроме того, есть план работы совместной комиссии с РФ нашего казахстанского правительства. В этом плане средств нет. Только обмен информацией, изучение, изучение и еще раз изучение. Сколько можно изучать? Надо как-то к практическим действиям переходить.

вид на реку Жайык с высоты
Фото: Управление природных ресурсов и урегулирования природопользования ЗКО

Так как весь регион подпитывается из реки Жайык, учитывая нынешнюю ситуацию, есть ли угроза образования дефицита питьевой воды?

Вот как раз то, о чем я говорил. Точечное углубление с сохранением естественного зигзагообразного дна помогло бы в этом вопросе. Это ведь своего рода природные резервуары. Мы бы могли в них держать воду и не опасаться, будет ли год засушливым. Все это, конечно, влияет и на обеспечение населения питьевой водой. Хотя город Уральск потребляет 20 миллионов кубов воды в год. Но даже сейчас, с учетом всех перечисленных проблем, по реке проходит 4 миллиарда кубов.

То есть, 20 миллионов – это капля в море. Река Жайык и сейчас может обеспечить нашу область. В этом году наш лимит 607 миллионов кубов. Мы не можем их получить по техническим причинам. А так вода в Жайыке есть. Другой вопрос, что везде и все забито. Раньше насосы установили на рыбозимовальных ямах, и их теперь не перекинешь, это ведь целая конструкция. Трубы сваренные. Говорить, что Уральск может остаться без воды, это неправильно. К тому же, по прогнозам синоптиков Оренбургской области, 2023 год должен быть полноводным.

То есть, если в этом году мы ожидаем в декабре 4 миллиарда кубов воды. То в полноводный период – это восемь миллиардов кубов, а если сезон сверхполноводный, то до 12 миллиардов кубов воды может прийти. Но тут уже, конечно, бедственное положение будет. 65% населенных пунктов и население ЗКО живут прям на пойме реки Жайык. И это не один и не два дома, чтобы вы понимали.

вид на реку Жайык с высоты
Фото: Управление природных ресурсов и урегулирования природопользования ЗКО

Но разве бюджетом не предусмотрены средства на решение проблем с забитыми рыбозимовальными ямами и поднявшимся дном?

Из республиканского бюджета в основном выделяют средства для укрепления берега реки Жайык. То есть, защита от стихийной силы реки. Хотя уже года четыре Жайык никакой силы не проявляет. К тому же, мы "проснулись" только в 2019 году, а до этого о воде никто и не думал. А вот когда 2019 год стал безводным, 2020-й, а потом 2021-й засушливым, вот тут и начали искать проблему.

Мы долго думаем. Можно выделить средства на это в экстренном порядке. Если нет, то по закону уйдет очень много времени. Нужно научно-биологическое обоснование – 3-4 месяца, затем тех-экономическое обоснование – еще 3-4 месяца. Проектно-сметная документация – 3-4 месяца. Строительно-монтажные работы – 3-4 месяца. Это полтора года нужно для выделения средств из бюджета для Жайыка. Если не экстренно, а по закону все эти ступени нужно пройти.

Благодарим за беседу!

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1939812-kak-sohranit-reku-zhayyk-rasskazal-ekspert/