Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Академическая мобильность: в МОН РК назвали важный ориентир в части высшего образования

Опубликовано:

Студенты
Иллюстративное фото: NUR.KZ

С момента обретения независимости рост экономики позволил Казахстану разработать амбициозные реформы, направленные на повышение качества образования и преподавания, повышение доступности образования для социально-уязвимых слоев населения и приведение системы в соответствие с международными нормами. Учитывая экономические и политические амбиции страны, стремление к преобразованию системы высшего образования только усилилось. На сегодняшний день правительство Казахстана в лице Министерства образования и науки РК активно развивает международные образовательные связи, поощряя международную мобильность студентов как в республике, так и за ее пределами, а также поощряя интернационализацию своей системы высшего образования. Подробнее о том, каких результатов в данном направлении удалось достичь МОН РК за последние годы, читайте в материале корреспондента NUR.KZ.

В своей Стратегии академической мобильности в Казахстане на 2012–2020 годы, как в основном политическом документе, регулирующем стратегию интернационализации страны за последнее десятилетие, правительство изложило ряд конкретных целей интернационализации высшего образования. Они включали в себя положения, согласно которым к 2020 году каждый пятый казахстанский студент будет обучаться в той или иной форме за рубежом.

Кроме того, документом предусмотрено увеличение числа иностранных студентов, обучающихся в казахстанских университетах, на 20 процентов каждый год. В качестве целей стратегии также были определены повышение уровня владения английским языком студентами и преподавателями, расширение числа программ, предлагаемых на иностранных языках, и развитие связей с зарубежными университетами и международными организациями.

Министерство образования и науки РК подкрепило эти планы конкретными действиями. Ведомством было инициировано финансирование международных стипендиальных программ, изданы директивы, требующие от учреждений устанавливать международные академические партнерские отношения. Кроме того, Казахстан присоединился к межправительственным инициативам в области высшего образования, в первую очередь тем, которые связаны с Болонским процессом.

Болонский процесс

Постепенное внедрение Казахстаном принципов, лежащих в основе Болонского соглашения, к которому страна присоединилась в качестве полноправного члена в 2010 году, оказало значительное влияние на международную мобильность студентов. Данный шаг Казахстана, как считают эксперты, является историческим моментом и большим достижением на пути к интеграции в мировое образовательное пространство.

«Интернационализация — глобальный тренд и он оказывает влияние на всех участников образовательного процесса. Для студента — это сама возможность обучаться за рубежом, большая доступность образовательных услуг, более широкий выбор образовательных программ, расширение кругозора. На институциональном уровне — это укрепление международной репутации вуза, повышение качества учебных программ, экспорт образовательных программ и обмен опытом. С национальной точки зрения — расширение кадрового потенциала и повышение качества высшего образования в целом. Академическая мобильность нашего вуза является одной из стратегических задач», — рассказала руководитель Отдела международного сотрудничества Университета КАЗГЮУ им. М.С.Нарикбаева Шынар Закиева.

По ее мнению, интернационализация и академическая мобильность способствуют развитию и обновлению образовательных программ, позволяют уйти от замкнутости системы образования, обеспечивают прозрачность и признание компетенций за рубежом.

В МОН предприняли шаги по гармонизации своей системы образования с системами других членов Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), введя трехцикловую структуру квалификаций (бакалавриат, магистратура и докторантура) и поощряя университеты к внедрению Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS). Эти изменения поспособствовали мобильности студентов между Казахстаном и другими государствами-членами Европейского пространства высшего образования.

Присоединение Казахстана к Болонскому процессу также способствовало расширению международных академических и институциональных партнерств. Это является главной целью правительства страны, которое в настоящее время требует от всех университетов установления международных партнерских отношений. К 2020/21 учебному году казахстанские университеты подписали почти 6800 соглашений с международными партнерами в 85 странах.

«Ежегодно мы направляем и принимаем студентов для обучения, в том числе на базе различных программ поддержки студентов: финансирование в рамках МОН РК, Эразмус+ и Мевлана», — добавила Закиева.

Международная стипендия «Болашак»

Правительство Казахстана также полагается на стипендии, финансируемые государством, для содействия достижению своих целей в области интернационализации. С 1993 года наиболее важной была Международная стипендия «Болашак», которую Британский совет назвал «лучшей стипендиальной программой в мире» на своей Глобальной конференции 2014 года.

В Указе Первого Президента Нурсултана Назарбаева об учреждении стипендии говорится, что «переход Казахстана к рыночной экономике и расширение международных контактов требуют квалифицированные кадры с передовым западным образованием, и сейчас необходимо направлять наиболее талантливую молодежь на обучение в ведущие университеты за рубежом».

Стипендия «Болашак» направлена на развитие специалистов в областях, имеющих общественное значение, путем финансирования обучения лучших студентов в престижных зарубежных университетах при условии, что они вернутся в Казахстан и будут работать минимум пять лет после окончания учебы. В обмен правительство оплачивает полную стоимость их обучения за рубежом, покрывая все — от обучения и книг до поездок, жилья и других расходов на проживание.

Стипендия также финансирует преддипломную подготовку по английскому языку, профессиональные стажировки и программы обучения без получения степени в важнейших областях. В период с 1993 по 2017 год правительство выделило почти 13 000 стипендий «Болашак».

Входящая Мобильность

На протяжении десятилетий Казахстан привлекал относительно мало иностранных студентов. Развитие местной рабочей силы долгое время было основной причиной правительства для содействия интернационализации, поэтому оно, естественно, уделяло гораздо меньше внимания увеличению въездной мобильности студентов, чем увеличению исходящих потоков.

Но за последние годы эта картина кардинально изменилась. В период с 2018 по 2020 год число иностранных студентов, обучающихся в Казахстане, резко возросло, увеличившись на 184 процента, с 14 332 в 2018 году до 40 742 в 2020 году. В 2019 году коэффициент въездной мобильности вырос до 3,32 процента, что является рекордно высоким показателем.

Эта трансформация совпала с возобновлением усилий правительства по привлечению иностранных студентов. В начале 2018 года Казахстан объявил о своих планах превратить страну в «Центральноазиатский образовательный центр», поставив амбициозную цель привлечь 50 000 иностранных студентов к 2022 году.

Растущая популярность Казахстана подтверждает некоторые из более оптимистичных прогнозов относительно будущей роли страны в международной студенческой мобильности. В статье 2012 года Джеффри Дэвид Уилмот, директор образовательной консалтинговой фирмы Learning Cities International, утверждает, что Казахстан вполне готов превратиться в международный образовательный центр, если сможет успешно реформировать свою систему высшего образования.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1944739-akademicheskaya-mobilnost-v-mon-rk-nazvali-vazhnyy-orientir-v-chasti-vysshego-obrazovaniya/