Алматинские застройщики возведут школы, а дорожные подрядчики заплатят за нарушения
Опубликовано:
В центре внимания алматинского акимата – поиск новых мест для застройки, принятие долгожданного генерального плана города, а также увеличение числа соцобъектов и проблема некачественного дорожного покрытия.
Генплан на подходе
Одно из основных препятствий на пути последовательного инфраструктурного развития Алматы – отсутствие генерального плана города. Точнее, он есть, но безнадежно устарел. Последний официальный документ, регламентирующий градостроение Алматы, датирован 2002 годом. Утвержденный план был рассчитан до 2020 года. Интересно, что в нем, помимо всего прочего, указывается основная архитектурно-градостроительная идея – «сохранение и формирование облика города Алматы как «города сада».
Последние два года городские чиновники периодически анонсируют принятие нового генплана, однако до сих пор этого не произошло. Главный архитектор Алматы Алмасхан Ахмеджанов летом прошлого года говорил об активном обсуждении плана в специально созданных группах. В течение всего прошлого года городские власти собирали мнения жителей Алматы, а эксперты спорили по поводу градостроительных нюансов. В конце ноября 2021 года заместитель акима города Мухит Азербаев объявил, что работы по формированию генерального плана находятся в завершающей стадии:
«На протяжении всего года мы активно работали над генеральным планом. Только за последние полгода мы провели 40 совещаний и собрали 11 рабочих групп. Сейчас мы на стадии финиша, документы собраны, подаем их в маслихат. В начале следующего года будем его утверждать», – сказал Мухит Азербаев.
На прошлой неделе к вопросу утверждения генерального плана вернулся аким Алматы Ерболат Досаев. По его мнению, принятие долгожданного документа поможет ответить на один из важнейших вопросов: где нельзя строить, а где можно. Развитие города предпочтительно должно идти на север, где находятся Жетысуский и Турксибский районы, – так считает аким. В этих частях Алматы инфраструктура сильно изношена и требует обновления.
«У нас проблема в том, что, к сожалению, генерального плана развития Алматы как такового нет. Мы сейчас проводим работу, зафиксируем все наши планы. В мае вынесем на рассмотрение маслихата документ с нормой, согласно которой перед утверждением проектов по строительству дорог и социальных учреждений должны указываться даты рассылки извещений собственникам участков», – пояснил Ерболат Досаев.
Возрождение градостроительного совета
На следующий месяц намечено еще одно важное событие в архитектурной сфере города – утверждение новых правил градостроительства. До этого каких-то конкретных требований к застройщикам не предъявлялось, но теперь все будет иначе. Согласно новому регламенту, строительным компаниям запрещается строить дома выше 9-ти этажей южнее проспекта Абая от Восточной объездной дороги до улицы Яссауи. По сути, в эти намеченные рамки попадет весь Бостандыкский район.
На встрече с жителями этого района, Ерболат Досаев затронул вопрос упразднения градостроительного совета. Это произошло в апреле 2018 года. Одним из аргументов, приведенных в пользу правильности данного решения, указывался тот факт, что в составе градсовета в основном находились представители коммерческих структур. Таким образом, они попросту лоббировали свои интересы, имея голос в совете. Отмечалось, что в состав градсовета входило 29 человек, из которых архитекторами были лишь семеро.
В дальнейшем городские власти пытались организовывать диалоговые площадки, на которых алматинцы могли бы высказывать свои предложения и говорить об инфраструктурных проблемах. Насколько они продемонстрировали свою эффективность, каждый житель Алматы может судить сам. Как показало время, вопрос с градсоветом не оказался закрытым навсегда. Ерболат Досаев сказал, что многие жители были недовольны исчезновением градсовета и теперь он появится снова.
«Теперь мы восстанавливаем градостроительный совет. Все проекты на нем будут обсуждаться с участием экспертов, общественности, активистов. Будем обсуждать, а потом утверждать, чтобы не было плакатов на стройках», – прокомментировал аким города возрождение совета.
Застройщиков обяжут строить школы
Еще одно новое требование к застройщикам касается их вклада в развитие города с социальной точки зрения. Не секрет, что Алматы испытывает острый дефицит в дошкольных и школьных учреждениях. По некоторым данным, в алматинских школах не хватает около 20 тысяч ученических мест, а очередь в детские сады растянулась более чем на 40 тысяч человек.
Акимат был вынужден пересмотреть требования к городским застройщикам: теперь они будут обязаны возводить на территории своих объектов социальные учреждения. По мнению городских властей, это поможет решить проблему нехватки значимых для населения объектов, а также обеспечить наличие школ и детсадов в шаговой доступности от места проживания горожан. Кроме того, на строительном рынке сократится число компаний, не способных нести финансовую нагрузку. В контексте проблемы «замороженных строек» последнее имеет большое значение.
«Застройщик должен предусмотреть строительство школы на территории ЖК минимум на 900 мест, обустроить бульвар и релаксационную зону. Также здесь появится частная поликлиника и пункт полиции», – отметил аким Алматы Ерболат Досаев, говоря о проекте строительства дома на территории бывшего автобусного парка.
Подрядчики ответят за ямы на дорогах
Некачественное дорожное покрытие – вопрос, которым жители некоторых районов Алматы озабочены практически на постоянной основе. Недавно выяснилось, что строительство алматинских дорог зачастую ведется со значительными нарушениями. 1 100 инспекционных выездов совершили сотрудники Национального центра качества дорожных активов, в ходе которых было взято и изучено около 3000 проб строительных материалов для дорог. В 27% из них исследователи обнаружили несоответствия технологиям производства, что является грубым нарушением и значительно сокращает срок службы покрытия.
Нарушения будут устраняться за счет недобросовестных подрядчиков – об этом объявил Ерболат Досаев. Национальному центру качества дорог поручено увеличить число контрольных выездов, тщательнее проверять строительные дорожные материалы и расширить периметр инспектирования.
Теперь специалисты центра будут вести контроль не только за магистральными дорогами, но и более локальными – второстепенными, внутриквартальными и даже внутридомовыми. Аким Алматы пообещал рассмотреть увеличение финансирования для этих мер, если потребуется.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1966360-almatinskie-zastroyschiki-vozvedut-shkoly-a-dorozhnye-podryadchiki-zaplatyat-za-narusheniya/