Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как готовят специалистов в сфере религиоведения в Казахстане

Опубликовано:

Книга
Иллюстративное фото: pixabay

Текущая религиозная ситуация в мире диктует потребность в новых квалифицированных специалистах в области науки и экспертизы. Таким мнением поделилась заведующая кафедрой религиоведения и культурологии КазНУ им. Аль-Фараби Айнур Курманалиева. В беседе с NUR.KZ она рассказала об особенностях подготовки кадров и тенденциях в сфере религии.

- Айнур Дурбелиновна, расскажите пожалуйста, какова роль исследователей и специалистов в области религиоведения наблюдается сейчас в Казахстане, учитывая нынешние реалии?

- Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы однозначно попросту невозможно. Весь опыт ХХ века показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи.

Сегодня, очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества, и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

Одним из стратегических приоритетных направлений развития Казахстана является формирование религиозного сознания, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Вопросы духовности всегда будут иметь не меньшее значение, чем вопросы экономического, материального порядка. Основную роль в духовном воспитании и развитии играет интеллигенция, исследователи и специалисты в области релиигиоведения, задача которых заключается в том, чтобы научить жить в сосуществовании культур и религий.

Поэтому изучение религиоведения необходимо не само по себе, а обусловлено, прежде всего, потребностями общества в квалифицированной внешней экспертизе явлений религиозной жизни. Религиоведение интересуется, прежде всего, реально существующим религиозным сознанием в многообразии его психологических, социальных, культурных, исторических аспектов. Учитывая важность данной задачи, необходимость и важность исследователей и специалистов в области религиоведения очень высока. Особенно, если учитывать религиозную ситуацию в целом в мире, в частности и в Казахстане, в контексте национальной безопасности, исследователи в сфере религии очень востребованы.

- А что Вы можете сказать про кадровый потенциал? Достаточное ли количество специалистов готовит наша страна?

- Для граждан суверенного Казахстана данный вопрос имеет свои особенности. В нашей стране насчитывается более 100 этносов и множество религиозных объединений. Хотя 90% населения придерживаются ислама и православия, в настоящее время в стране ощущается влияние и других религиозных систем. В этой связи, появление в 90-х годах в высших учебных заведениях специальности "Религиоведение" было обоснованным. Несмотря на то, что в стране религиоведов начали готовить с 1992 года, проблема нехватки высококвалифицированных специалистов, экспертов по актуальным вопросам религии еще существует. Этот дефицит ощущается не только в практической сфере, он есть и в сфере среднего и высшего образования.

С обретением независимости в обществе появился особый интерес к религии. В 1992 году был принят закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", был подписан указ президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 года №332 "О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма", который включает внедрение в учебный процесс образовательных школ курса "Основы религиоведения". В 2004 году был введен факультативный курс "Основы религиоведения" в ряде школ по желанию, а далее в 2009 году был введен факультативный курс "Основы религиоведения" для учеников 9-х классов. На первых порах не было учителей школ, которые были готовы вести этот предмет. С 1999 года в Казахском национальном университете стали готовить специалистов-религиоведов. Первые годы государственный заказ на подготовку религиоведов был минимальный, было выделено 6 грантов, затем в последующие годы начиная с 2000 года заметна динамика роста выделения грантов на специальность "Религиоведение" от 20-ти до 120 образовательных грантов.

За последние годы количество выпускников нашей специальности составило в среднем 30-40 специалистов в год. Здесь я бы обратила внимание на один важный аспект: если на начальном этапе подготовки кадров-религиоведов, были определенные проблемы на этапе трудоустройства и выпускники не находили рабочие места по специальности, то сегодня наши выпускники успешно трудоустраиваются и вносят свою лепту в реализации государственной политики в сфере религии.

Айнур Курманалиева
Фото: из личного архива Айнур Курманалиевой

- Какие условия сейчас создаются в вузах для подготовки компетентных специалистов?

- Для подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов созданы все условия, которые отражены в стратегических направлениях образовательной системы. Эти новшества надо рассматривать через призму реформ в образовательной системе. Одной из новаций в преподавании дисциплин в университете является разработка образовательных программ по религиоведению на уровнях бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Если в начале 90-х годов был ориентир на национальную идентификацию, теоретические вопросы и самоопределение этнокультурной идентичности, то на данном этапе учебный процесс ориентирован на интернационализацию и интеграцию в международное образовательное пространство, вопросы академической мобильности, разработка двудипломных программ, соответствие международным требованиям и конкурентоспособности наших специалистов.

Наша кафедра осуществляет подготовку специалистов-религиоведов по трехступенчатой системе бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Студенты проходят производственную практику в органах, компетентных в вопросах религии. Это позволяет оценить и при необходимости скорректировать свои компетенции, а также сформировать профессиональные навыки у студентов уже на этапе обучения.

Кроме того, программы магистратуры и докторантуры предусматривают зарубежную научную стажировку.

В целом, сегодня реализуется целенаправленное и всестороннее обучение, включая широкий спектр не только информационных знаний, навыков, но и информационных компетенций, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом информации, умением самостоятельно приобретать и производить новые знания. Другими словами, речь идет о формировании информационной культуры будущего специалиста.

- Какие перспективы открываются специалистам в области религиоведения?

- Религиоведение дает знания и компетенции, которые необходимы для предотвращения манипулятивных влияний деструктивных организаций. Изучение религиоведения для нашего поликонфессионального государства, в котором проживают представители 18-ти конфессий, необходимо для утверждения в обществе гуманистических ценностей современного мира, укрепления межконфессионального согласия, гармонизации отношений представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений.

Кроме того, идеологи деструктивных религиозных течений воспользовались пандемией COVID-19 и активизировали свою деятельность в Казахстане и в виртуальном пространстве. Вербовщики террористических организаций активно используют интернет, социальные сети, сообщества в мессенджерах, онлайн-игры, предусматривающие возможность текстовых, голосовых сообщений и видеочатов. Самыми активными пользователями интернета на сегодняшний день являются молодые люди в возрасте от 16 до 35 лет. Отсутствие у молодежи знаний о ценностях и сути религии, недостаток жизненного опыта, делает молодых людей уязвимыми для вербовщиков, осуществляющих свою деятельность под прикрытием религии. Изучение всех этих вышеназванных направлений являются перспективными. Все зависит от самого человека, его желания учиться, познавать новое.

Наши выпускники востребованы в комитете национальной безопасности, местных исполнительных органах, комитете по делам религий МИОР РК. Многие успешно работают в качестве аналитиков, экспертов по дерадикализации и борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом.

В дальнейшем они могут продолжить свою трудовую деятельность в учреждениях общего среднего и среднего профессионального образования, учебных центрах, НИИ, музеях, СМИ, статистических управлениях, органах государственного управления, аналитических центрах, фондах, политических партиях, общественных организациях.

- Какими профессиональными качествами должны обладать такие специалисты?

- Учитывая значимость религиоведа в современном обществе, к компетенции специалиста ставятся высокие требования. Религиовед должен знать современные проблемы межконфессиональных отношений, методики их решения, механизмы решения современных проблем межконфессиональных отношений. Он должен уметь работать с нормативными документами и анализировать их, интегрировать знания и предлагать нестандартные научно-обоснованные решения в определении форм и методов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными, религиозными объединениями, формулировать проблемы теоретической значимости в области религиоведения, анализировать и систематизировать знания о религии и религиоведческих теорий.

Критическое мышление и объективность, принятие объективных решений в противовес личному религиозному опыту не менее важны в профессиональной деятельности религиоведа, он должен одинаково относиться ко всем, независимо от их религиозной принадлежности.

Самое главное, если выразиться простыми словами, религиовед должен любить и ценить людей. Ведь по большому счету речь идет о духовном здоровье людей. Религиозный вопрос очень сложен и требует такта, компетенции, деликатности и широкого кругозора. Религиоведу необходима любознательность и трудолюбие. Он должен все время расширять свои знания, бесконечно совершенствоваться, чтобы противостоять современным методам вербовки деструктивных религиозных течений.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1971826-kak-gotovyat-spetsialistov-v-sfere-religiovedeniya-v-kazahstane/