Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Эксперт рассказал о религиозной радикализации в Казахстане

Опубликовано:

Асылбек Избаиров
Фото: из личного архива Асылбека Избаирова

О первопричинах образования деструктивных религиозных течений в Казахстане и о том, как с ними бороться, рассказал доктор исторических наук, директор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров.

С чего все началось

По словам эксперта, основными причинами того, что в Казахстане начали появляться религиозные течения деструктивного толка, стали два фактора – политические изменения и религиозная безграмотность.

"С провозглашением независимости и открытием границ, многие религиозные сообщества начали осуществлять свою деятельность в Казахстане и других странах постсоветского пространства. Некоторые из них преследовали свои, корыстные цели. Второй момент – это религиозная безграмотность у населения в то время. В начале 90-х годов люди не знали, куда обращаться за ответами на свои вопросы, не отличали деструктивные намерения от благих. Это две основы, которые послужили тому, что нашей страны коснулось влияние деструктивных организаций", - рассказал Асылбек Избаиров.

Позже представители таких сообществ стали использовать и другие пути осуществления своей деятельности.

"К примеру, если посмотреть на те теракты, которые были у нас в 2011-ом и 2016 годах, то можно заметить, что они были связаны с внутренними и внешними факторами. То есть, вербовщики действовали как в исправительных учреждениях, так и оказывали влияние из-за рубежа, таких стран как Сирия, Афганистан", - отметил эксперт.

К чему привела политизация религии

Если говорить о деструктиве, который относит себя к мусульманскому течению, то по словам Избаирова, в период антиколониальных движений в 19-ом веке создавались разные политические теории ислама, соответственно происходила политизация религии.

"В частности, на это влияло стремление запада продвинуть свою идеологическую и политическую концепцию. В это время и начали зарождаться первые движения радикального толка, которые уже по-своему объясняли свою концепцию противопоставления западным ценностям и устоям. Радикальная политическая концепция ислама строилась на двух понятиях – такфир (объявление в неверии людей и государства) и радикальное понимание сути джихада (радикальное определение понятию "джихад"). На этом фоне пошли разные радикальные направления, которые, по сути, увели определенную массу людей на свою сторону. Вдобавок к этому ситуацию усугубили военные действия в Афганистане, Ираке, Чечне и Сирии", - подчеркнул А. Избаиров.

При этом, не всегда религиозные организации радикального толка берут за основу ислам.

"Ошибочно говорить о том, что радикализации чаще подвергается ислам. К примеру, теракты в Норвегии в 2011 году и Новой Зеландии в 2019 году, были связаны с другими религиями", - напомнил эксперт.

Как противостоять деструктиву и что такое светскость

Говоря о противостоянии деструктивным религиозным течениям, следует обратить большое внимание на первопричины их образования. То есть, в первую очередь, нужно повышать религиозную грамотность среди верующих.

"К примеру, среди молодежи сейчас наблюдается рост религиозности. И чтобы весь этот интерес не увел молодых людей в другое русло, необходимо работать именно над повышением религиозной грамотности. Как это сделать? Против идеологии всегда работает другая идеология. Поэтому в этом случае необходимо обращаться к истории. Религия же в казахской истории никогда не носила деструктивный настрой, на это были определенные сдерживающие факторы. Значит ответ надо искать в истории, каким образом наши предки защищали себя от деструктива", - предложил Избаиров.

Между тем, грамотность важна и в таких понятиях, которые не связаны напрямую с религией, но косвенно имеют к ней отношение. В частности, речь идет о светскости государства.

"Светскость – это принцип управления государством. Ее суть заключается в равном и равноудаленном отношении ко всем гражданам, независимо от их религиозных или нерелигиозных взглядов. Это означает то, что законы страны едины для всех. Многие данный термит трактуют тоже по-разному, вследствие чего у людей складывается искаженное понимание того, почему Казахстан придерживается светскости. Хотя наша светскость – это мощный фундамент, на котором можно и нужно строить будущее страны", - подытожил спикер.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1973481-ekspert-rasskazal-o-religioznoy-radikalizatsii-v-kazahstane/