Имам мечети: Празднование Наурыза не является запретным в шариате
Опубликовано:
Главный имам алматинской мечети "Али-Мухаммед" Канатали Такиров в канун Наурыза рассказал об истории праздника, обычаях и его связи с исламом, передает NUR.KZ со ссылкой на Управление по делам религий Алматы.
- Расскажите об исторической основе праздника Наурыз? Как он появился?
- Наурыз мейрамы олицетворяет приход весны и является для нашего народа праздничным и благополучным месяцем. Национальный праздник Наурыз, который испокон веков всенародно празднуется нашим населением, тоже проходит в этом месяце. Поэтому праздник Наурыз, который наш народ ожидает с особым трепетом, испокон веков является олицетворением возрождения и обновления, мира и созидания, источником достатка и благодати.
Согласно одним источникам, он берет свое начало у персов, а в других - Наурыз указывается как древний праздник наступления весны у тюркских народов. Также если учитывать, что в регионах с долгой зимой праздник весны отмечается по-особенному, то мы можем заметить, как этот праздник сплетается с традициями казахского народа.
- Можно ли говорить, что это языческий праздник? Почему тюркские народы начали его отмечать?
- Не исключено, что среди людей есть те, которые распространяют различные и неправильные мнения о Наурызе. По их мнению, этот праздник противоречит исламским канонам. В древности народы Востока разжигали огонь в ночь на 21 марта и встречали новый год разожженным огнем: таким образом праздник связывали с огнепоклонниками.
На сегодняшний день название праздника осталось тем же, что и в прежние времена, однако его значение и порядок проведения совершенно изменились. Возможно, по этой причине в последующих эпохах предводители мусульман не препятствовали народам праздновать Наурыз.
Нельзя отрицать тот факт, что Хазрат Али (р.а.) и Мугауя (р.а.) не были против праздника Наурыз, как нам известно из исторических источников. Согласно историку аль-Хатыб аль-Багдади, дедушка имама Абу Ханифы, Нугман ибн Марзубан преподнес сахабе Али ибн Талибу (р.а.) сладость "фалузаж" в день Наурыз. Когда Али (р.а.) спросил, что это, Нугман ибн Марзубан ответил: "Это лакомство, приготовленное в честь Наурыза". Тогда сахаба Али (р.а.) сказал: "Приносите нам такое блюдо Наурыза каждый день".
Аль-Якуби в своей исторической книге приводит: "Сахаба Мугауя (когда был халифом) отправил письмо предводителю Басры Абдуррахман ибн Абу Бакру, в котором повелел преподнести ему подарки Наурыза". Если бы сам праздник считался запретным, то и подарки в честь этого считались бы харамом.
Любые обычаи или традиции укладываются в соответствии с религией народа. Нынешний образ Наурыза гармонично сочетается с нашими традициями и религиозным ценностям.
Празднование Наурыза не является запретным в шариате, и нет никаких оснований связывать его с заблудшим верованием, наоборот, благодаря этой традиции укрепляется единство и сплоченность нашего народа, улучшаются родственные, дружеские отношения. В таком случае, сторониться Наурыза, сеять среди народа раздор, нападать на традиционные убеждения - несуразно.
Мы должны знать, что Наурыз - не религиозный, а национальный, народный праздник.
- Действительно, нельзя не согласиться с тем, что Наурыз стали праздновать не только мусульмане…
- Как я упоминал выше, многие наши традиции, которых мы придерживаемся в течение уже нескольких веков, берут свои начала в основах ислама. Некоторые из них даже похожи на отголоски повелений из Корана и сунны Пророка (да будет доволен им Аллах и да приветствует). В качестве доказательства можно привести примеры изученных предметов в рамках религии и традиции из двухтомника "Религия и традиции", который был издан несколько лет назад.
Здесь мы можем говорить о таких традициях и обычаях, как обязательное предложение яств и накрытие дастархана для гостей, отведывание пищи гостем, дар байгазы тому, кто приобрел новую вещь, собрание жылу при попадании человека в трудную ситуацию, суюнчи за радостную новость и встреча невестки обрядом беташар. В наших казахских традициях и обычаях охвачены все знания, которые необходимы человеку от младенческой колыбели до самой смерти, его обязанности перед Богом, родителями, страной, нравственность, сыновний долг.
- В чем заключается уникальность праздника Наурыз?
- На сегодняшний день Наурыз стал поистине любимым и народным праздником. Он символизирует не только начало весны, пробуждение Земли, но и призывает к единству, культивирует ценность семьи и родственных уз. В дни Наурыза люди готовят угощение, сажают деревья, принимают гостей и навещают родных.
Помимо этого в Наурыз есть замечательная традиция мириться и мирить тех, кто находится в ссоре. И именно в эти дни, как правило, мировых соглашений больше. Даже те, кого ножны обид держали цепко, не оставляя прощения и возможности услышать голос, призывающий к миру, в дни праздника прислушиваются, осознают, что жить в мире всегда лучше.
В этот день казахи накрывают щедрый дастархан, участвуют в национальных играх, но самое главное - люди стараются забыть все обиды, оставить их ушедшей зиме, чтобы они растаяли как снег.
Главное блюдо стола - наурыз-коже. Пережившие зиму степняки готовили этот символ весны, вкладывая особый смысл в каждый ингредиент блюда. Обязательно на столах присутствует и молочная продукция. "Ақ мол болсын!", "Жаратушымыз жарылқасын!", – так казахи желают друг другу благоденствия, достатка.
- То есть, на ваш взгляд, Наурыз сегодня полностью утратил свой религиозный смысл?
- Любая традиция ассимилируется, приспосабливаясь под религиозные верования народа. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Наурыз полностью адаптировался под традиции и религию нашего народа. Наурыз, утратив свои религиозные оттенки, когда-то присутствовавшие в его содержании, такие как поклонение огню, стал больше традицией, хорошим праздником с обрядовыми ритуалами, не противоречащими Исламу, такими как наурыз-коже, примирение сторон, посадка деревьев и многое другое.
В качестве доказательства можно привести один из основных принципов фикха - исламского права, который гласит: "Традиции и обычаи - судьи". То есть при отсутствии конкретных доказательств, хукм (решение) выносится на основе сформированных среди народа традиций и обычаев.
Таким образом, празднование Наурыза нисколько не противоречит шариату. И нет никаких причин связывать его с религиозными верованиями. Как раз наоборот: подобные традиции и обычаи укрепляют единство нашего народа, благотворно влияя на социальное настроение общества. Резюмируя все вышесказанное, отметим, что все разговоры о том, что Наурыз праздновать неправильно и не соответствует Исламу, беспочвенны. Не стоит без причин вносить раскол в единство народа.
- Как еще принято отмечать этот праздник в религиозной среде?
Наш народ придерживается принципа "Если одно дерево срубил, посади десять взамен". Поэтому мы берем пример с наших старших и посадка деревьев вошла в нашу жизненную привычку. Данное благое дело, которое часто совершается в праздник Наурыз, имеет огромное значение. Ведь сам Посланник Аллаха завещал нам посадить дерево, даже если на его глазах будет наступать День воскресения.
В этот день, по доброй традиции, все навещают соседей, родственников, друзей и знакомых, а также обмениваются добрыми пожеланиями. Если в этот день у кого-то таится обида, то они должны пойти на примирение и простить друг друга. Визит к родным и близким, проявление прощения и добра - все это сунна нашего Пророка. Народная мудрость гласит: "Право соседа - право Всевышнего". Поэтому и в Священном Коране, и в хадисах говорится о важности проведывания родственников, соблюдения прав соседей и проявления прощения к людям.
Наурыз - праздник благоденствия и благотворительности. В эти дни наш народ проявлял заботу к нуждающимся, обеспечивая их едой и питанием, оказывал благотворительную помощь сиротам и больным.
Если в мечетях города праздник Ураза и Курбан-байрам отмечались традиционным способом, то Наурыз празднуется в рамках религии и традиции. И в этом году праздник Наурыз будет широко отмечаться в мечетях города. В связи с этим, уважаемые жители города, мы вас поздравляем с наступающим праздником Наурыз!
Древний праздник всех тюрксих народов на протяжении многих лет объединяет все нации, призывает к консолидации всех жителей нашей страны.
С праздником дружелюбия и согласия, единства и братства! Пусть Всевышний Аллах дарует нашему народу здравия, благословения и согласия! Пусть процветает наша независимая страна!
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2013776-imam-mecheti-prazdnovanie-nauryza-ne-yavlyaetsya-zapretnym-v-shariate/