Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Жарапазан: что известно об обряде песнопения в священный для мусульман месяц

Опубликовано:

оркестр
Фото: NUR.KZ / Владимир Третьяков

О том, что из себя представляет традиция исполнения хвалебных песен в Рамазан и каковы исторические корни обряда, рассказывает NUR.KZ со ссылкой на Управление по делам религий города Алматы.

Свежая публикация по теме:
Қыстау: что собой представляло зимнее кочевье казахов

Священный месяц Рамазан продолжается для всех мусульман мира. Это особенное время для последователей ислама, так как священный пост дает возможность духовного и физического очищения. В этом году Рамазан продлится до 20 апреля.

Со священным месяцем Рамазан связано множество традиций и обрядов, которые формировались в разных уголках мусульманского мира на протяжении столетий. Одни обычаи ушли в прошлое, другие – существуют по сей день.

К числу последних относится обряд жарапазан. Ныне в казахстанских городах не часто можно стать свидетелем проведения данного обряда. Однако в некоторых аулах он по-прежнему является важной составляющей частью священного месяца.

Жарапазан – это обряд песнопения, главными участниками которого являются дети и молодые люди. Во время разговения (ауызашар) они подходят к юртам и исполняют специальную песню, которая сочетала в себе восхваления Всевышнему, святым, хозяевам дома, а также всем, кто держит оразу. Хозяева юрты, в свою очередь, вознаграждают юных певцов сладостями, баурсаками, шелпеками и другими угощениями. Иногда они могли подарить детям небольшие подарки.

Читатели наверняка догадываются, что и у других народов тоже есть похожие традиции. Можно вспомнить, что славянские народы имеют обычай колядования – исполнения хвалебных песен у домов, и также с целью получить сладости и подарки. Славяне колядуют на Рождество, Пасху, Масленицу и другие праздники.

Жарапазан может быть заранее подготовленным или представлять из себя импровизацию. Особенно ценится умение подметить в песне какую-нибудь характерную черту дома или его хозяев. Персональные обращения – также очень важны. Необходимо отметить достоинства хозяина семейства, его жены и родственников. Кроме этого, исполнители песни, как правило, желают слушателям благополучия, достатка, здоровья, пополнения в семье и много других хороших вещей.

Важной частью жарапазана является религиозная составляющая. Помимо восхвалений, направленных к Всевышнему, исполнители могли цитировать Коран. Таким образом, жарапазан в числе прочего становится своеобразной молитвой, обращенной к богу.

Нужно понимать, что в ходе проведения обряда оценивается искусство исполнителя. Чем оригинальнее и поэтичнее будет жарапазан, тем больший эффект это произведет на слушателей. Естественно, и угощений за такую песню можно получить больше. В том же время нельзя забывать, что главная цель жарапазана – не награда, а желание подарить слушателю хорошие эмоций. Несмотря на то что обрядовая песня во многом имеет религиозную основу, допускаются шутки в адрес хозяев дома. Конечно, они не должны быть обидными, их цель – немного повеселить публику.

Традиция исполнять жарапазан в свое время распространилась среди тюркских народов, особенно в странах Центральной Азии. Помимо Казахстана жарапазан исполняют в Узбекистане, Кыргызстане и Туркменистане. Есть похожая традиция в ряде персидских и арабских стран.

Историки расходятся во мнении, когда именно появилась традиция обрядового песнопения во время Оразы. Согласно одной из версий, нечто подобное существовало еще в доисламские времена и было связано с народными обрядами, то есть религиозный подтекст проявлялся в меньшей степени или не проявлялся вовсе. Уже с укреплением ислама традиция петь хвалебные песни обрела знакомые для нас очертания.

Казахский ученый, педагог и общественный деятель Халел Досмухамедулы придерживался мнения, что обряд жарапазан имеет доисламские корни. Он также писал: «Эти песни носят полурелигиозный характер: певцы в своих песнях ссылаются на шариат и просят милостыню и подарки. Этот вид творчества напоминает русское колядование».

Сегодня обряд жарапазан несколько утратил былую популярность. Однако в казахских глубинках традиция жива, а это дает надежду на то, что сочинители и исполнители жарапазана не исчезнут навсегда.

С учетом вышеизложенного, необходимо отметить, что в основном традиции казахского народа перекликались с шариатом и имеет свою религиозную основу.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2017061-zharapazan-chto-izvestno-ob-obryade-pesnopeniya-v-svyaschennyy-dlya-musulman-mesyats/