Абай и Шакарим: как казахские просветители рассуждали о вере, совести, добродетели и исламе
Опубликовано:
Наследие мыслителей степи, безусловно, заслуживает внимания современного читателя. О философских воззрениях и теологических рассуждениях известных казахских писателей рассказали в Управлении по делам религий города Алматы, передает NUR.KZ.
Тема религии всегда занимала достаточно важное место в творчестве казахских писателей, поэтов, философов и просветителей. Это неудивительно, ведь уже при Казахском ханстве, которое возникло в XV веке, ислам был принят в качестве государственной религии. А свое распространение на землях, где сегодня находится современный Казахстан, мусульманство получило еще в более ранние века.
Наиболее активная просветительская деятельность началась в казахской степи в XIX веке. Согласно национальной энциклопедии "Казахстан", первая современная школа в Букеевской орде появилась в 1841 году. Именно в это время новый импульс развития получает казахская литература, музыкальное и изобразительное искусство.
В XIX веке на просторах казахской степи появилось множество ярких просветителей, педагогов, писателей, акынов и музыкантов. Благодаря своему творчеству, они приобрели широкую известность и вписали свои имена в историю нашей страны.
Возвращаясь к теме ислама, нельзя не вспомнить о том, что самый известный казахский просветитель Абай Кунанбаев посвятил ей некоторые главы знаменитого произведения "Слова назидания". К примеру, в 38-м слове Абай рассуждает о том, что можно считать настоящей верой для последователя ислама.
"Ты, как и все мусульмане, можешь верить, что Аллах един, и нет ему равного, что Коран состоит из его священных назиданий, а пророк Мухаммед — его посланник на земле. Но все это ничего не даст тебе, ибо истоки чистой веры лежат в другом. Чтобы понять, в чем именно, следует уяснить, ради чего существует твоя вера?" – обращается Абай к читателю.
Просветитель считает, что в своей вере мусульманин должен видеть прежде всего спасение. Только в этом случае вера принесет пользу его душе. Далее, необходимо постичь значение восьми божественных качеств Аллаха. Среди них Абай называет всеведение, всемогущество, жизнь, зоркость, чуткость, волю, речь и созидание. Абай призывает мусульман своими делами и мыслями стремится походить на Всевышнего. Здесь же он желает читателям не отчаиваться, если они не смогут в полной мере выполнить этой задачи. Искреннее стремление в данном случае – уже очень большое духовное действие.
В этом же слове Абай рассуждает о том, с чего начинается истинная вера. Он считает, что чистая совесть является одним из определяющих качеств для верующего человека. Здесь Абай цитирует главного для мусульман пророка.
"Великий пророк Мухаммед, да воздаст ему Аллах мудрости сполна, писал: "У кого нет совести, у того нет и веры". И здесь мы еще раз убеждаемся, что настоящая вера достигается не простым воздаянием молитвы. Изнурять тело молитвами и постами, может быть, и необходимо, но истоками истинной веры, безусловно, являются сознательность, честность и сострадание", – пишет Абай Кунанбаев.
Ученик Абая Шакарим Кудайбердиев в своей философской работе "Три истины" также рассуждает о совести, которая зачастую имеет переплетения с религиозными убеждениями. По его мнению, совесть – это симбиоз различных человеческих качеств.
Шакарим пишет, что если объединить умеренность, справедливость и доброту, то это и будет совесть. Философ убежден в том, что совесть способна не только разрешить сложнейшие вопросы людского бытия, но и возродить духовность человека. Любая душа нуждается в совести, ведь благодаря ей она совершенствуется и возвышается.
Писатель и исследователь Ораз Сегизбаев в своей работе "Казахская философия ХV – начала XIX вв." отмечает, что Шакарим среди главных качеств человека называет веру в создателя. Причем он делал акцент именно на фактических проявлениях этой веры, а не формальных.
" … философ (Шакарим) считает, что отсутствие веры в существование Творца и бессмертие души оказывает на людей пагубное влияние и делает их аморальными, злыми, а не добрыми. … по мнению Шакарима Кудайбердиева, (Творец) должен был ориентировать человека на праведное поведение и добрые дела, добрые не для Творца, а для сотворенного им мира и самого человека", – пишет в своей книге Ораз Сегизбаев.
Первой среди трех истин Шакарим называет принятие знания о едином создателе. Рассматривая различные теории зарождения жизни на земле и путь ее развития, философ приходит к выводу, что роль творца в этом, на его взгляд, очевидна.
" … если следовать науке, то ничего из существующего не создается и не движется само по себе. Этому необходима причина, должна быть коренная беспричинная причина и эта беспричинная и есть Создатель", – рассуждает Шакарим в своей работе.
*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2018291-abay-i-shakarim-kak-kazahskie-prosvetiteli-rassuzhdali-o-vere-sovesti-dobrodeteli-i-islame/