Сабина Инсебаева: Наиважнейшей задачей считаю вопрос построения национальной идентичности Казахстана
Опубликовано:
Больше 30 лет назад молодое независимое, можно сказать, неопытное государство взяло курс на выстраивание внешней политики. Казахстану нужно было заявить о себе в мировом сообществе, и он это сделал. Сегодня страна поддерживает дипломатические отношения с более чем 180 государствами-членами ООН, а также с наблюдателями при организации, сообщает корреспондент NUR.KZ.
Насколько тернистым оказался этот путь и как происходили трансформационные процессы в казахстанской дипломатии, рассказала в интервью NUR.KZ исследователь Национального университета Сингапура, ассистент профессор Назарбаев Университета Сабина Инсебаева.
- Не так давно Казахстан с рядом государств отметили достаточно важную дату – 30-летие установления дипломатических отношений. С какими-то странами мы наладили сотрудничество чуть позже. Тем не менее, первые шаги, какие они были и какие первые ключевые дипломатические отношения установил Казахстан?
- Основные контуры нашей дипломатии формировались в период окончания идеологического противостояния коммунистической и западной либеральной систем, которое завершилось победой Запада. В то время очень популярен был тезис о том, что конец Холодной войны и последующий распад Советского Союза свидетельствует не просто о безоговорочный победе западной либеральной демократии, а о "конце истории" как таковой. Это привело к установлению нового мирового порядка, в котором ведущую роль играли США.
В этот период нам необходимо было войти в мировое сообщество в качестве субъекта международных отношений. Сделать это без поддержки Западного мира было невозможно. Курс на сближение с демократическими странами Запада взяла и Россия в начале 90-х, когда ее внешнеполитическое ведомство возглавлял Андрей Козырев. Сложившиеся геополитические реалии трезво оценивали и в Казахстане.
Для понимания пройденного нашей страной пути важно понимать, что обладание признаками государственности – территория, население, власть - не всегда влечет за собой автоматическое признание этого государства международным сообществом. Иными словами, можно официально заявить о своем суверенитете и независимости, обладать всеми признаками государственности, но при этом не получить международного признания, или получить его частично и не иметь возможности выступать в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. За примерами далеко ходить не надо. Проблематика признания и непризнания государств является актуальной и по сей день. Возьмите те же Косово, Тайвань, Южную Осетию, Абхазию, или Северный Кипр.
Поэтому возвращаясь к вашему вопросу о первых и ключевых дипломатических отношениях, то это, конечно, США. Естественной необходимостью было выстраивание стабильных и дружественных отношений с Китаем, Россией, и нашими ближайшими соседями, по принципу взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости существующих границ.
Можно выделить Турцию, которая первой признала нашу независимость и способствовала укреплению нашей государственности. Япония, несмотря на географическую отдаленность, с первых дней оказывала серьезную финансовую помощь, и активно поддерживала Казахстан в различных международных организациях. Список можно, конечно, продолжать.
- Как выстраивались дипломатические отношения: с позиции "вы нам – мы вам", или все-таки заинтересованность была со всех сторон?
- Установление дипломатических отношений всегда подразумевает взаимовыгодное сотрудничество и обоюдную заинтересованность в этих отношениях. В первой половине 90-х, Казахстану важно было получить статус полноправного члена международного сообщества, гарантии территориальной целостности и безопасности со стороны ядерных держав, а также привлечь иностранные инвестиции. США, в первую очередь, стремились нивелировать угрозу распространения ядерного оружия, которое досталось Казахстану после развала СССР. Именно эти вопросы и стали лейтмотивом развития двусторонних отношениях на первых этапах сотрудничества.
- Как выстраивался имидж успешного кандидата для сотрудничества?
- Поступательно, практически с нуля. В то время в глазах мировой общественности Казахстан являлся бывшей советской республикой, на территории которой был сосредоточен четвертый по величине ядерный арсенал в мире, к тому же имелся существенный потенциал для разработки оружия массового уничтожения. При этом, географически мы имели пока еще нерешенные территориальные вопросы с двумя крупнейшими ядерными странами – Россией и Китаем – и находились в регионе, перед которым стояло множество проблем и угроз, начиная от политических и экономических, заканчивая этническими и религиозными вопросами. Относительная географическая близость в то время с пороговыми ядерными странами, такими как Пакистан, Индия, не добавляла стабильности региону и вызывала определенную настороженность.
Вопрос каким именно образом Казахстан предпочтет взаимодействовать с внешним миром в новых геополитических условиях оставался некоторое время открытым, так как окончательно наша страна отказалась от ядерного оружия только в мае 1992 года. До этого момента Казахстан стоял на перепутье: сохранить или же отказаться от статуса страны, обладающей ядерным оружием.
Сторонники отказа от ядерного оружия часто говорили о высокой вероятности введения жестких санкций. Тем не менее, угроза введение санкций не помешала Индии и Пакистану провести ядерные испытания в 1998 году. Естественно, санкции против них были введены некоторыми западными странами, во главе с США, при администрации Билла Клинтона, в том же году, однако не возымели значительного эффекта и были сняты в 2001 году, когда администрация Джорджа Буша объявила борьбу с терроризмом своей приоритетной внешнеполитической задачей.
Как сложилась бы судьба Казахстана, оставь мы ядерное оружие, остается только гадать. Одно мы знаем точно – Казахстан сделал свой исторический выбор и предпочел выстраивать имидж "миролюбивого", "неядерного", "надежного" и "ответственного" участника мирового сообщества.
- Сегодня Казахстан - лидер Центрально-Азиатского региона. Понятно, что так было не всегда. Что же нам помогло упрочить свое место?
- Несмотря на то, что разговоры об особой роли нашей страны в регионе может быть очень заманчивыми, не стоит забывать о том, что Узбекистан в последние годы показывает достаточно высокую динамику развития, в особенности с приходом к власти нового узбекского президента Шавката Мирзиеева.
В целом, считаю, что нам необходимо отходить от этой риторики "лидерства" в Центральной Азии, от погони за статусами, и продолжить предметно фокусироваться на региональном сотрудничестве, основанного на равенстве и взаимном уважении, для решения общих проблем и задач, которых у нас, к сожалению, не мало, и которые в одиночку не решить.
- Назовите ваш топ самые важных мер, инициатив страны на международной политической арене, которые существенно подняли наш статус.
- Безусловно, это инициативы в сфере нераспространения ядерного оружия.
- Как происходила трансформация внешней политики Казахстана? Какие кардинальные изменения вы бы отметили?
- Основной характеристикой казахстанской дипломатии является ее многовекторность, которая подразумевает под собой проведение сбалансированной внешней политики по ряду важных для нашей страны направлений. Однако ни для кого не секрет, что при этом российскому и китайскому направлениям уделялось больше внимания в силу различных обстоятельств.
Учитывая меняющиеся геополитические реалии, а также смену руководства в стране, сейчас мы наблюдаем более активное сотрудничество со странами, входящими в состав Организации тюркских государств, такими, как Турция, Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан. При этом мы пока не можем говорить о каких-то кардинальных изменениях. Мы как были членами ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, СНГ, к примеру, так мы ими и остаемся. Смещаются акценты в соответствии с видением руководства страны для более успешного балансирования на международной арене, но фундаментальные основы внешней политики остаются те же. По крайней мере, на данном этапе.
- Чего нам все-таки не хватает во внешней политике? Какие подходы можно изменить, какие усовершенствовать?
- Рост числа конфликтов на постсоветском пространстве: между Россией и Украиной, Кыргызстаном и Таджикистаном, Азербайджаном и Арменией, усиление санкционного противостояния между США, Россией и Китаем, и постепенная трансформация мирового порядка не может не вызывать обоснованную озабоченность у Казахстана. Поэтому действительно в нынешних условиях турбулентности, часто говорится о необходимости эволюционирования казахстанской дипломатии.
При этом всегда, конечно, нужно исходить из наших реальных возможностей и интересов. Поэтому могу сказать следующее. К сожалению, несмотря на все наши достижения на мировой арене, мы до сих пор не можем внятно дать ответ на вопрос "что из себя представляет Казахстан?". Движимые желанием проводить многовекторную внешнюю политику, мы акцентируем вниманием не на том, "кто мы", а на том, что именно хочет увидеть в нас тот или иной партнер.
Мы можем быть и азиатами, и тюрками, и евразийцами, и как бы удивительно это ни звучало, но при удобном случае и европейцами. Вспомним, председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Мы можем быть и светской, и постсоветской, и мусульманской страной. Можем быть и всем сразу одновременно. Все зависит от того, с кем конкретно мы имеем дело. И если на международной арене, такой подход может какое-то время приносить свои дивиденды и открывать возможности для маневров при определенных условиях, то во внутренней политике такая непоследовательность чревата серьезными последствиями.
Да, в первые годы независимости, учитывая полиэтнический состав страны, сложный политический ландшафт, непростые социально-экономические условия, угрозу потери территорий, такой подход являлся вполне обоснованным и логически выверенным. Спустя три десятилетия очевидно, исходные данные этого уравнения изменились. Изменился мир, изменился Казахстан, и изменились наши люди. Об этом свидетельствуют как демографические показатели, так и многочисленные социальные опросы. Средний возраст населения страны в прошлом году составил около 32-х лет.
Принимая это во внимания, следующей наиважнейшей задачей считаю вопрос построения национальной идентичности Казахстана. Как только мы будем четко знать ответы на вопросы "кто мы", "какие ценности мы разделяем", "какова наша национальная идея", многие вопросы отпадут сами собой.
Внешняя политика должна быть продолжением внутренней политики. До сих пор у нас эта схема работала с точностью до наоборот. Национальная идентичность выстраивалась, исходя из внешнеполитических интересов. Сейчас самое время пересмотреть этот принцип, и, в первую очередь, навести порядок дома.
- "В первую очередь навести порядок дома" - действительно, хорошо сказано. Надеемся, так и будет. Сабина, спасибо вам за то, что уделили время и ответили на наши вопросы. До свидания!
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2019192-sabina-insebaeva-naivazhneyshey-zadachey-schitayu-vopros-postroeniya-natsionalnoy-identichnosti-kazahstana/