Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Пожарный Азат Әбуқалық: Во время выезда молимся, чтобы там не было людей

Опубликовано:

Азат Әбуқалық
Фото: NUR.KZ

Казахстанский пожарный, боец пожарной части №17 города Астана, обладатель медали за мужество «Ерлігi үшін» Азат Әбуқалық рассказал корреспонденту NUR.KZ о мечтах, работе, преодолении фобии и волнении, которое испытывает во время тушения пожаров до сих пор.

Пожарный - профессия, которая не прощает ошибок, в ней нет места слабости и страху, как и беспечной отваге. Только ясный ум, критическое мышление и объективность, что называется, здесь и сейчас. Быть пожарным – это призвание, считает Азат Әбуқалық. Призвание, требующее неимоверного терпения, слаженности и полной самоотдачи. Дежурства, работа в праздники, но все это ничто – в сравнении с благодарностью людей.

Перед каждой сменой в семье Азата Әбуқалық уже сложилась обязательная традиция. Она дорогого стоит, признается он. Мама, провожая сына на работу, дает наставления и благословления. Так, говорит, даже спокойнее заступать на дежурство. Пожарным Азат стал пять лет назад. Получилось все совершенно случайно, казалось бы, но привела к этому целая цепочка событий.

«В детстве я всегда говорил, что буду спасать жизни. Мечтал стать врачом. О том, что буду пожарным как-то даже и не думал. В семье я первый в этой профессии. Но стать врачом у меня не получилось по ряду причин. Мы с сестренкой росли без отца. Мама все силы прикладывала к тому, чтобы дать нам все в чем мы нуждались. Я буду всегда ей благодарен. Я понимал тогда, что должен помочь маме, разгрузить ее», — вспоминает Азат Әбуқалық.

диспетчер
Фото: NUR.KZ

Так он принимает решение пойти служить в армию. При распределении попал в воинскую часть №52859 Министерства по ЧС Республики Казахстан. Находится она в Карагандинской области. Призвался в 2016 году, а демобилизовался в 2017 году.

«Вообще я родом из Талдыкоргана. Там мы и жили до того, как я в армию ушел. Пока служил мама переехала в Астану. Здесь ей понравилась погода, комфортный климат для ее здоровья. Я тоже решил остаться в столице. Год я был, можно сказать, в поисках себя. Пробовал в разных сферах работать. Но все было как-то не то», — рассказывает он.

Так было пока в 2018 году Азат случайно не узнал о возможности пойти на службу в подразделение МЧС в столице. К тому же, благодаря службе в армии уже была подготовка и навыки.

«Я подумал, а почему бы и нет? Тогда я жил в районе седьмой поликлиники в Астане. Ближайшая пожарная часть по адресу моему была №17. Тогда она была под номером один. Когда я пришел, они сразу обратили внимание на то, где я служил. Дали мне приписной. Это своего рода направление, когда я сдам документы, если буду годен, то сразу могу прийти в эту часть и работать. Все прошло удачно. Так и началась моя работать пожарным», — рассказал Азат.

Тушить пожары дело далеко не легкое, а порой даже страшное. Поэтому новобранцы первые месяцы в основном проводят в части. Так было и в случае с Азатом, даже несмотря на его службу в войсках МЧС РК. Ежедневные занятия, конспекты, изучение экипировки, аппаратов, а также дежурства на КПП. И так прошло три месяца перед первым выездом.

«Нам показывали, казалось бы, такие элементарные вещи: как принимать аппараты, проверять их после прошлой смены, как их правильно надевать и пользоваться. Но на самом деле, все должно быть отработано насколько четко, что в экстренной ситуации ты делаешь это автоматически. У нас есть инструкция, что делать, когда пребываешь на пожар. И даже с учетом всего этого, на учебе – одно, а на пожаре – совсем по-другому. Адреналин бешеный. Помню, особенно первые выезды», — делится он.

Есть две вещи, которые могут заворожить: вода и огонь. В такие моменты нельзя спасовать. По словам Азата, обе стихии такого не прощают.

пожарные
Фото: из личного архива Азата Әбуқалық

«Когда только вышел приказ на допуск к аппарату, меня не отправляли первое время на крупные пожары. В основном это были горение пластика, мусора или степные пожары. Но даже это для новобранца очень серьезный шаг. Я даже, наверное, и не смогу описать свои чувства, ощущения в этот момент. Старшие боевые товарищи помогали, всегда поддерживали», — отметил наш собеседник.

Спустя год на пульт пожарной части, где служит Азат, поступил вызов. Горел жилой дом. О том случае он до сих пор вспоминает с дрожью в голосе. Настолько он был морально тяжелым.

«2019 год. Почти год, как я стал пожарным. Нам говорят, что поступил вызов в радиусе нашей пожарной части на пересечении улиц Манаса и Шакарима Кудайбердиулы. На втором этаже горела квартира. Мы приехали, действовали по инструкции. При любом пожаре самая главная задача – это спасение людей. Если есть информация, что в доме люди, мы надеваем экипировку, аппараты, маски и сразу же входим, чтобы их спасти», — вспоминает Әбуқалық.

Все помещение заполонил густой дым. В дом вошли трое пожарных, все по команде разошли по намеченному маршруту.

«Быстро передвигаться не можешь, ничего не видно. Все делаешь наощупь. Я поднялся на второй этаж, там был открытый огонь. Все ярко полыхало. Поднялся на третий этаж, там густой дым. Абсолютно нулевая видимость. После прошел до четвертого этажа. Почувствовал, что ногой задел что-то. Пощупал, это был человек. Я понял, что он не дышит. Я взвалил его на себя и потащил вниз, позже ко мне подоспел напарник и мы вдвоем вынесли», — продолжит он.

Это была женщина. Ее тут же передали врачам кареты скорой помощи. Некоторое время ее пытались реанимировать. Но все попытки оказались тщетны. Было поздно.

«После пожара обязательно допрашивают сотрудники полиции. Нужно было описать: где нашел человека, как он лежал, при каких обстоятельствах. Позже я узнал, что женщина побежала в дом, чтобы спасти своих детей. Оказалось, что в этот момент их дома не было, они играли во дворе. Она вошла в дом и уже не смогла выбраться. Вот тогда мне впервые было так морально плохо. Переживал достаточно долго. У нас очень отзывчивый коллектив, очень понимающий. Я еще молодой, вызовов за плечами не так много было. Напарники поддерживали, разговаривали. Те, у кого большой стаж, рассказывали о тех ситуациях, в которых оказывались. Проговаривать все очень важно, вот, что я понял. В подсознании где-то сидело чувство вины. Приходили психологи, они вообще часто к нам приходят. Работают с нами», — говорит пожарный.

Сегодня на счету пожарного десятки спасенных жизней. А когда нет вызовов, пожарные учатся. Конспектируют, отрабатывают нормативы. Каждое дежурство – новый сценарий. А, если вдруг пожар, все бросают и спешат его тушить. По приезде нет ни минуты на отдышаться, надо продолжать занятия.

«В команде у каждого есть своя функция. Допустим, нам говорят – горит кровля, ваша задача такая-то. Есть боец номер один, номер два и номер три. Первые двое заходят, третий обычно сидит на аппарате. Он должен передавать нам по рации – какой запас кислорода у нас в баллонах. То есть, мы заходим, а он засекает время и фиксирует. Ведет отсчет, потом дает нам сигнал: «Работа у очага столько-то минут», говорит, когда пора выходить. Помимо этого, у нас еще есть свисток на баллонах. Когда остается 50 бар свисток срабатывает, мы знаем, что пора выходить. Есть в команде еще отдельно люди, которые, например, занимаются развертыванием рукава, занимаются непосредственно тушением», — пояснил Азат.

Был Азат Әбуқалық и среди тех, кого в прошлом году оперативно отправили тужить лесной пожар в Костанайской области.

«Так совпало, что четвертый караул заступил в смену. А если у четвертого что-то экстренное происходит, ему на подмогу выходит второй караул. В котором я и состою. Нас вызвали по тревоге. Сказали, что выезжаем в Костанайскую область, там бушует лесной пожар. Ехали почти 12 часов. Из нашей части было две техники, восемь человек», — поделился пожарный.

Там они находились около недели. На четвертый день после приезда команда встала на оборону села, которое находится посреди леса. Не подпускали огонь к постройкам.

«Посреди леса находится село. Были проблемы с водой. Помогал акимат, воду привозили на специализированной коммунальной технике, заправляли наши машины и уезжали за новым запасом воды. Рядом были волонтеры и работники акиматов, никто в стороне не стоял. Нас сильно накрыло, но мы держали до конца. В итоге нам удалось спасти село, ни одна постройка не пострадала. Люди приходили, обнимали нас, благодарили», — добавил Азат.

Позже уже по возвращении в столицу Азат и его сослуживцы из разных подразделений по всему Казахстану, авиация, железнодорожные механики, а также волонтеры удостоились высшей награды – медаль за мужество «Ерлігi үшін».

пожарные
Фото: из личного архива Азата Әбуқалық

«Это был важный опыт, поскольку раньше никогда не сталкивался с лесными пожарами. Теперь есть и такой навык. Поскольку горение леса происходит совсем по-другому, огонь ведет себя иначе. Пути распространения отличаются, сценарий отработки есть свой. Все это не только для меня, для всех моих коллег, думаю, было хорошим опытом. Но лучше, конечно, чтобы такого больше не повторялось», — считает наш собеседник.

На вопрос – жалеет ли он, что стал пожарным. Отвечает уверенно – нет. Хотя в работе и присутствуют свои подводные камни.

«Труд пожарного нелегкий. Возможно, многие скажут, что мы работаем сутки через двое, или через трое. Но поверьте, за свои смены мы отрабатываем по максимуму. Каждый праздник – не наш праздник. Но я не жалею. И никогда не представлял себя в другой сфере. Я всегда хотел спасать жизни, работать на благо людей. Быть врачом. Но, врачом не получилось, стал пожарным. И все равно моя деятельность связана со спасением. Я тружусь на благо людей. Здесь мой второй дом, моя семья. Мы называем его «пожарное братство». Мы доверяем друг другу самое ценное, что у нас есть – свои жизни. Если повернуть время вспять, я бы не выбрал другой путь. Я люблю свою работу», — признался Азат Әбуқалық.

«Лишь бы не было там людей», — как мантру произносят пожарные, каждый раз, когда выезжают на очередной вызов.

«Жизнь человека, конечно, превыше всего. Здание потушим, какой бы там не был масштаб. Мы понимаем, что это горит чье-то имущество, чей-то труд. Но жизнь человека ценнее всего. Зачастую пожары происходят из-за беспечности самих жителей. Замыкание электропроводки, забытая еда на включенной плите, употребление алкоголя и курение непосредственно в квартире», — добавил он.

Часто пожарным приходится сталкиваться с непониманием и критикой граждан.

«Мы можем приехать, а нам скажут, что здание еще не обесточено – все, мы не можем его тушить, это чревато еще большими последствиям. А возможно даже, и жертвами. Люди начинают на нас кричать, ругаться, мол, вот мы приехали и стоим смотрим, как здание горит. Или, например, в машине восемь тонн воды, в секунду она выдает по 70 литров. Если поливать беспрерывно, то хватит запасов всего на 15 минут. Поэтому мы должны регулировать. Многие думают, что у нас бесконечные запасы воды. Хотелось бы понимания со стороны жителей. Ситуации на дорогах – это отдельный разговор. Нас часто не пропускают. Либо выезжают водители прям перед нашей машиной. Вы представьте, пожарная машина едет на вызов, скорость большая. Машина весит 12 тонн, воды в ней восемь тонн – как тут резко затормозишь? Это невозможно. 20 тонн не так легко остановить. Бывает, что задеваем другие машины. А виноват водитель наш. Но ведь мы не просто так спешим, правильно?», — посетовал Азат.

пожарные
Фото: из личного архива Азата Әбуқалық

Сегодня за плечами у Азата уже около четырех тысяч выездов на пожары, десятки спасенных жизней. По словам пожарного, из десяти вызовов в двух случаях в зоне возгорание присутствуют люди, которых нужно спасать. Благодаря слаженной работе команды – это удается.

Своих детей у Азата пока нет, но воспитательные беседы обязательно проводит с племянниками. Рассказывает про опасность игры с огнем, спичками и электрическом. А над вопросом – хотел бы он, чтобы дети пошли по его стопам, вдруг задумался.

«Если мой ребенок захочет стать когда-нибудь пожарным, я не стану его отговаривать. Он должен сам сделать свой выбор. Хотел бы я этого? Наверное, скорее нет, чем да. Потому что знаю, какая это сложная и опасная работа. В любом случае, ребенок вправе делать свой выбор сам, а я его поддержу. Как меня сегодня поддерживает моя мама, хоть каждый раз сильно за меня переживает. Но все же поддерживает», — резюмировал боец пожарной части №17 города Астаны Азат Әбуқалық.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2019389-pozharnyy-azat-abuqalyq-vo-vremya-vyezda-molimsya-chtoby-tam-ne-bylo-lyudey/