Партнер мирового масштаба: какие перспективы для Казахстана открывает сотрудничество с Китаем
Опубликовано:
Китай за последние несколько десятилетий сумел выбиться в лидеры мировой экономики. Эксперт Лилия Маньшина объясняет, за счет чего процветает китайская экономика и какую пользу нашей стране может принести развитие отношений с Китаем.
Вторая экономика мира
Китай по общепринятой классификации Международного валютного фонда продолжают причислять к развивающимся странам. Однако это не мешает одной из крупнейших экономик выступать драйвером глобальных инфраструктурных и индустриальных межстрановых проектов во многих регионах мира, считает эксперт.
В 2022 году объем ВВП КНР составил 121,02 трлн юаней (около $18 трлн), а ежегодный рост достиг 3%. Для сравнения, ВВП Соединенных Штатов Америки в 2022 году был $25,46 трлн и показал рост лишь в 2,1%.
Экономика Китая — вторая в мире после США по размеру номинального ВВП, а с 2014 года – первая по паритету покупательной способности (ППС).
По прогнозам консалтинговой компании CEBR, в течение нескольких лет Китай обойдет США и станет крупнейшей экономикой мира к 2030 году, при этом общий ВВП мировой экономики в период с 2022 по 2035 год удвоится.
Естественно, что при таком экономическом росте и имеющемся потенциале Китай стремится максимально наращивать международное сотрудничество практически со всеми странами мира во всех сферах экономики.
«Открытость на высоком уровне идет быстрым и верным шагом. Столкнувшись с накоплением рисков в мировой экономике и противодействием протекционизма, Китай открывается все больше и больше… Круг друзей «Пояса и пути» продолжает расширяться: Китай подписал более 200 документов о сотрудничестве по совместному строительству «Пояса и пути» со 151 страной и 32 международными организациями. «Отчет об открытости мира 2022» показывает, что индекс открытости Китая вырос на 5,6%, а его рейтинг поднялся на 8 позиций», - отметил в своей недавней статье Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РК Чжан Сяо.
Перспективы для Казахстана
Для Казахстана в первую очередь важно, что китайское руководство уделяет большое значение взаимодействию со странами Центральной Азии как в рамках глобальной инициативы «Один пояс – один путь», так и по отдельным экономическим проектам, подчеркивает эксперт.
Серьезность своих намерений в отношении тесного сотрудничества с достаточно близкими соседями Китай продемонстрировал, организовав в мае в городе Сиань саммит «Китай и Центральная Азия», в ходе которого ожидается подписание новых серьезных проектов «Одного пояса – одного пути».
Как отмечает казахстанский китаевед Адиль Каукенов, город Сиань для подобного мероприятия был выбран совершенно неслучайно, поскольку является первой столицей Китая, от которой стартовал древний Шелковый путь, и в настоящее время рассматривается руководством КНР как главный хаб сотрудничества с Центральной Азией.
Но это пока потенциальные моменты, что же касается уже свершившихся фактов, то цифры четко показывают ежегодное усиление и укрепление экономических связей Китайской Народной Республики со странами Центральной Азии. Так, в соответствии с данными на начало 2023 года, торговый оборот пяти стран Центральной Азии и Китая в 2022 году увеличился на 45,4% в годовом исчислении. А за первые два месяца этого года объем торговли между Китаем и центрально-азиатскими государствами, по сообщению министра коммерции КНР Вана Вэньтао, вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Эксперт отмечает, что объем китайских инвестиций в страны ЦА достиг $15 млрд. В 2022 году были запущены проекты в таких областях, как геологоразведка, добыча и переработка нефти и газа, цифровые технологии и др. Одним из главных считается строительство железнодорожной ветки Китай – Киргизия – Узбекистан. Согласно подписанным документам, в нынешнем году завершится технико-экономическое обоснование проекта, а первые поезда ожидаются в 2028 году.
За 2022 год товарооборот Казахстана с Китаем составил $24,1 млрд – сразу на 34,1% больше, чем годом ранее. При этом экспорт из РК увеличился за год на 34,7%, до $13,2 млрд. Доля экспорта РК в КНР заняла в общем товарообороте страны более 15%. Импорт из Китая в Казахстан вырос на 33,5% за год, до $11 млрд, а доля КНР в структуре импорта РК составила 21,9%.
Хоргосский маршрут
Для увеличения товарооборота между Казахстаном и Китаем в области Жетысу планируют создать так называемый Хоргосский узел. По данным министерства торговли и интеграции Республики Казахстан, уже начаты необходимые работы по разработке Узла, объекты которого расположатся на китайско-казахстанской пограничной линии, отмечает Лилия Маньшина.
В состав Хоргосского узла будут включены следующие объекты: СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», Центр пограничного сотрудничества «Хоргос», Контрольно-пропускной пункт «Нур Жолы», ж/д станция «Алтынколь», ж/д терминал «Сухой порт».
Кроме того, важные договоренности между двумя странами есть и по вопросу развития агропрома. Министр сельского хозяйства Казахстана Ербол Карашукеев посетил Китай, где встретился с замминистра сельского хозяйства КНР Ма Юсяном и секретарем парткома Компартии Синьцзяна Ма Синжуем, а также представителями китайских аграрных компаний COFCO и CITIC Group. На повестке стоит создание совместного подкомитета по сельскому хозяйству и план по повышению товарооборота между СУАР и РК до $1 млрд в год с показателя в $382 млн в 2022 году.
Взаимодействие Китая и других стран ЦА
Прямые инвестиции Китая активно присутствуют во многих отраслях экономики Узбекистана: нефтегазовом и химическом секторе, производстве строительных материалов, фармацевтике, агропроме, легкой промышленности. Из года в год увеличивается число китайских компаний, участвующих в реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов, подчеркивает эксперт.
За 10 лет Китай и Кыргызстан в рамках «Одного пояса - одного пути» реализовали ряд важных инфраструктурных проектов, таких как: строительство линии электропередачи «Датка-Кемин», автомагистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан, городской дорожной сети в Бишкеке и др.
Кроме того, в Кыргызстане при поддержке Китая реализуется ряд проектов по реконструкции ирригационных систем. Реализации проекта началась с китайского гранта в размере $32 млн в мае 2018 года. На эти средства построили шесть водохозяйственных объектов в Иссык-Кульской, Баткенской, Таласской и Чуйской областях.
Туркменскую Республику и КНР давно связывает тесное взаимодействие в сфере торговли, инфраструктуры, энергетики, промышленности и культуры.
«Здесь мы имеем полное совпадение интересов и стремление использовать выгодное географическое положение Туркменистана и всего центрально-азиатского региона в центре Евразийского континента на перекрестке транспортных путей по направлениям Восток-Запад и Север-Юг. Международные транспортно-транзитные коридоры, проходящие через территорию Туркменистана в указанных направлениях, являются частью создаваемой в регионе Евразии транспортных коридоров «Китай–Центральная Азия–Европа» и «Китай–Центральная Азия–Ближний Восток», – отмечает Чрезвычайный и полномочный посол Туркменистана в Китае Парахат Дурдыев.
Межконтинентальное сотрудничество
Китай активно сотрудничает и с африканскими странами. Министр иностранных дел КНР Цинь Ган и председатель Комиссии Африканского союза Муса Факи Махамат провели в январе 2023 года совместную пресс-конференцию, на которой рассказали о партнерстве Китая и Африканских стран.
В частности, Цинь Ган отметил, что с начала нового столетия Китай построил в Африке более 6 000 км железных дорог, 6 000 км автомобильных дорог, около 20 портов, более 80 крупных энергетических объектов, оказал помощь в строительстве более 130 больниц и клиник, более 170 школ, 45 спортивных стадионов и более 500 сельскохозяйственных проектов.
В рамках инициативы «Один пояс – один путь» в мае 2014 года во время визита премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в Кению, стороны подписали соглашение о совместном строительстве железной дороги Момбаса-Найроби, которая была сдана в эксплуатацию в конце мая 2017 года. Связавшая порт Момбаса со столицей Кении магистраль позволила создать в Кении порядка 50 тыс. рабочих мест. В перспективе эта дорога может быть продлена до соседних государств – Уганды, Руанды и других, подмечает эксперт Лилия Маньшина.
Серьезное влияние Китай с некоторого времени имеет в Латинской Америке. Эквадор и Китай подписали соглашение о свободной торговле, углубляющее связи между странами и призванное еще больше оттеснить Соединенные Штаты от влияния в регионе. По данным Министерства торговли Эквадора, это соглашение увеличит экспорт ненефтяных товаров страны на $3-4 млрд, или на треть в течение следующих 10 лет.
Центробанки Китая и Бразилии заключили соглашение о создании офшорного клирингового центра, который призван поспособствовать отказу от доллара США в двусторонней торговле. Об этом сообщил в ходе бразильско-китайского бизнес-форума в Пекине заместитель министра торговли КНР Го Тинтин.
По его словам, Пекин и Бразилиа намерены расширять сотрудничество в сферах продовольствия и полезных ископаемых, а также развивать взаимную торговлю.
Китай с 2009 года является крупнейшим торговым партнером Бразилии, инвестировав в страну с 2005 по 2022 годы более $63 млрд. А на рынок КНР приходится более трети всего экспорта Бразилии. Согласно данным официальной статистики, товарооборот между странами в 2022 году достиг рекордных $150,5 млрд.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2021447-partner-mirovogo-masshtaba-kakie-perspektivy-dlya-kazahstana-otkryvaet-sotrudnichestvo-s-kitaem/