Ходжа Ахмед Ясауи: как поэт из Сайрама повлиял на популяризацию ислама
Опубликовано:
Уже много веков Ходжа Ахмед Ясауи является почитаемым исламским проповедником. О древнем поэте и философе, а также его главном произведении «Диван-и-Хикмет» – читайте в материале NUR.KZ.
Согласно данным национальной энциклопедии «Казахстан», Ходжа Ахмед Ясауи родился в 1094 году. По одной из версий, он является уроженцем города Сайрам. С юных лет Ахмед преуспел в сочинительстве: он писал стихи на арабском, персидском и тюркском языках.
Будучи маленьким мальчиком, Ахмед рано лишился родителей, отмечает портал UNESCO. В результате он был отдан на обучение известному исламскому проповеднику Арыстан-Бабе. Часть своей юности Ахмед провел в городе Яссы (бывшее название Туркестана). Далее, он отправился в Бухару для обучения в местном медресе. Там его учителем был мусульманский богослов, суфийский шейх Юсуф Хамадани.
Ходжа Ахмед Ясауи внес огромный вклад в популяризацию и распространение ислама на территории Центральной и Средней Азии. Его стихотворения на религиозную тему пользовались большой популярностью много веков назад. В историю вошел сборник его стихов «Диван-и-Хикмет» («Книга премудростей»). Это настоящий памятник древней литературы тюркоязычных народов.
Приобретя авторитет, как знаток суфизма, Ходжа Ахмед Ясауи вернулся в Яссы. Уже при жизни многие считали его святым: к его жилищу стекались сотни паломников. Он продолжал традицию, некогда заложенную Арыстан-Баба. Одним из первых учеников Ходжа Ахмеда Ясауи стал как раз сын Арыстан-Баба.
Существует версия о том, как святой проводил последние годы своей жизни. Ходжа Ахмед Ясауи якобы удалился от мирской жизни, став отшельником. О причине своего ухода от шумных городов он писал: «Достиг я возраста пророка, шестидесяти трех лет, с меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока отведенного пророку». Однако, согласно разным данным, Ходжа Ахмед прожил от 73 до 85 лет.
Ясауи внес существенный вклад в укрепление позиций ислама написанием своего труда «Диван-и-Хикмет». Согласно историческим сведениям, тюркоязычные народы в те времена узнавали о мусульманстве и его принципах именно из произведения Ходжа Ахмеда Ясауи. Самого же Ходжу Ахмеда величали не иначе как Хазрет султан (Святой султан).
Полное издание древнего произведения содержит 149 глав. В разные эпохи оно становилось объектом внимания исследователей, историков, филологов и философов. Естественно, летописцы, жившие после Ходжа Ахмеда Ясауи, стремились всеми силами сохранить древний памятник литературы. Благодаря им тексты «Диван-и-Хикмета» дошли до наших дней. Рукописи творения Ясауи хранятся в библиотеках Ташкента, Санкт-Петербурга и Стамбула.
Не стоит говорить о том, что цели «Диван-и-Хикмет» сводились исключительно к миссионерским. Конечно, данное произведение имело сильное религиозное влияние на тюрков, однако «хикметы» выполняли и другие функции. К примеру, в текстах есть призывы к единению тюркских народов, а также укреплению государственности. Таким образом, мы можем говорить, что произведение Ясауи в определенной степени выполняло общественную и политическую роль.
Будет не лишним рассмотреть и само определение слова «хикмет». В арабском языке оно имеет значение «мудрость», «глубокое знание», а кроме того – «справедливое суждение», «понимание». А по мнению исламского мыслителя Аль-Матуриди (имама Матурида), хикмет – это способность различать правильное и неправильное на истинном пути.
*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2026057-hodzha-ahmed-yasaui-kak-poet-iz-sayrama-povliyal-na-populyarizatsiyu-islama/