Байғазы, көрімдік, сүйінші: каковы истоки казахских традиций, связанных с преподнесением подарков
Опубликовано:
Пожалуй, нет лучшего способа выразить уважение или расположение человеку, чем подарить ему какую-нибудь памятную или практически полезную вещь. Об истории подарков у казахов рассказывает NUR.KZ.
Дарение подарков у казахов — особая тема, ведь в традициях народа существует множество их видов. Каждый из них имеет свою историю и особенности преподнесения. Благодаря обычаям, связанным с дарением подарков, можно узнать множество интересного о культуре и быте казахского народа.
Трудно найти такую социальную прослойку казахского общества, которая была бы обделена честью получения дара. Казахи традиционно преподносили подарки батырам, ораторам, биям, акынам, кюйши, танцорам, а также победителям национальных состязаний и игр.
Кроме того, нельзя не вспомнить о целой системе преподнесения подарков в семейной среде. Многочисленные праздники, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, чествованием героев, конечно же, сопровождались дарением ценных и памятных подарков.
Одним из самых распространенных видов подарка у казахов можно назвать байғазы. Даже сейчас в нашей стране будет трудно отыскать человека, кто хотя бы раз в жизни не получал байғазы. Этот подарок преподносится за какое-либо достижение или приобретенную вещь и, как правило, дарится представителями старшего поколения более молодым людям.
Академик, этнограф, член союза писателей и союза журналистов Казахстана Болат Бопайулы рассказал, что история подарка байғазы непосредственно связана с самыми маленькими членами общества.
"Вообще, традиция байғазы началась с детей. Например, когда ребенок надевал что-то новое и появлялся в этом перед родными, то к его одежде пристегивали золотые, серебряные пуговицы. Это было и защитой от сглаза, и пожеланием богатства, ума, рассудительности. А потом такие байғазы в целях защиты от сглаза начали пристегивать к наряду невесты или просто хорошо выглядящего человека. Помимо этого, байғазы в виде колокольчика вешали на шею молодняка — на жеребят, ягнят, козлят", — объяснил Болат Бопайулы.
Традиция материального вознаграждения того, кто появился в обновке или добился какого-либо успеха в своем деле, сохранилась до наших дней. К примеру, байғазы от старших родственников получает ребенок, успешно сдавший важный экзамен или выигравший спортивное соревнование.
Другим популярным видом подарка у казахов является көрімдік. Его название происходит от глагола көру (видеть). История появления этого подарка, скорее всего, связана с семейными праздниками.
Родственники, впервые увидевшие молодую невесту или новорожденного ребенка, считали обязательным дать за это көрімдік. Тем самым они выражали искреннюю радость по поводу того, что в семье близких людей произошло важное событие.
В прежние времена в качестве көрімдік могла использоваться любая ценная вещь, вплоть до золотого украшения или лошади. Сейчас же казахи чаще всего ограничиваются подарком в виде денег.
Размер көрімдік по большому счету значения не имеет: каждый дает столько, сколько может себе позволить или считает нужным. Подарок, как правило, могут дарить не только родственники, но и любой человек, который стал свидетелем радостного и важного события.
Традиция дарить подарки за "увиденное" играет большую роль в системе бытовых отношений казахов. Подарив көрімдік родственнику, другу или соседу, человек в будущем может рассчитывать на ответный дар.
Многие считают нарушением этикета случаи, когда кто-то не дал көрімдік в подходящий для этого момент. В целом, эта традиция как нельзя лучше демонстрирует единение представителей народа.
Еще одна разновидность подарка в наше время уже не так распространена, однако любопытна своими особенностями. Речь идет о сүйінші. С казахского языка сүйінші можно перевести как "радуйся" или "ликуй".
Истоки традиции сүйінші также уходят глубоко в прошлое. Для поддержания коммуникации между отдаленными аулами казахи часто отправляли гонцов. Расстояния между ними были внушительными: иногда путники проводили в дороге несколько дней кряду или даже недель.
Когда гонец прибывал в аул с радостной вестью, он, как правило, восклицал "Сүйінші!" и дальше сообщал ее. В качестве хорошей новости могло служить известие о победе в войне, рождении ребенка, приближающемся большом празднике и т.д.
Доставившему добрую весть преподносился хороший подарок, который так и стали называть – сүйінші. Уже позднее этот вид подарка стал дариться любому, кто поделился хорошей новостью или принес ее в дом.
Добавим, что у казахов практически нет такого праздника или события, которое бы не сопровождалось преподнесением даров. Таким образом культивировались щедрость, бескорыстие, умение порадоваться за другого.
В казахском фольклоре сохранилось много пословиц и поговорок на эту тему.
- Қолы ашықтың – жолы ашық (У кого руки щедры, тому все дороги открыты);
- Бермегенді беріп ұялт (Чтобы пристыдить скупого, сам его одари);
- Қас сараң өз тамағын өзінен тығады (Скупой свою еду от себя же прячет);
- Сыйлап берген су да тәтті (И вода сладка, если от души подана);
- Етпен қарын тоқ, ниетпен наның тоқ (От мяса желудок сыт, от внимания – душа);
- Ақылды арын қорғайды, сараң малын қорғайды (Умный честь свою оберегает, скупой скот свой оберегает);
- Екі сараңның қолы бір-біріне әзер жетеді (Скупым и руки друг другу подать жалко);
- Тілеушінің бір беті қара, бермеушінің екі беті қара (У просителя одна щека горит, у отказывающего обе щеки горят).
*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы.
Автор: Артем Деньгин
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2042319-baygazy-korimdik-suyinshi-kakovy-istoki-kazahskih-traditsiy-svyazannyh-s-prepodneseniem-podarkov/