Стабильное общество: как в Казахстане формировались принципы взаимопонимания между разными этносами
Опубликовано:
NUR.KZ рассказывает о предпосылках к формированию стабильности в казахстанском обществе и важной работе, проведенной за годы независимости.
Немаловажную роль в укреплении межнационального и межконфессионального единства в нашей республике играет Ассамблея народа Казахстана. Уже в первые годы независимости стала очевидна необходимость в создании структуры, которая бы служила основой для сохранения принципов мира и согласия в казахстанском обществе. Ассамблея народа Казахстана была создана в 1 марта 1995 года.
Данной организации отводится значительная роль в реализации национальной политики нашей республики, а также поддержании стабильности в обществе. Показательным является тот факт, что председателем ассамблеи является первое лицо государства, то есть президент Казахстана.
На ежегодной основе проходит сессия, в которой принимает непосредственное участие глава государства. В этом году 32-я сессия АНК состоялась в конце апреля и имела название "Справедливый Казахстан: единство, стабильность, развитие". В ходе своего выступления на мероприятии Касым-Жомарт Токаев отметил, что за период независимости в нашей стране успела сформироваться новая общенациональная идентичность.
Также нельзя не отметить работу совета ассамблеи, членами которого являются представители этнокультурных объединений республики, депутаты парламента, министры и общественные деятели. В состав совета входят 84 человека. В свою очередь, секретариат ассамблеи в качестве самостоятельной структуры входит в Администрацию президента страны.
На сегодняшний день в регионах нашей республики действуют около 1 000 различных этнокультурных объединений. Учитывая население Казахстана, эту цифру можно назвать достаточно внушительной. Более 400 объединений имеют аккредитацию в Ассамблее народа Казахстана, а 14 из них являются республиканскими.
За последние годы существенно выросло число ресурсных центров АНК – домов дружбы. Сейчас по республике их насчитывается порядка 40. Работа все этих центров направлена на поддержание межэтнического единства в регионах страны. Республиканский дом дружбы располагается в Алматы.
Как известно, культура является неотъемлемой частью духовной жизни любого народа. В Казахстане созданы комфортные условия для сохранения и развития нематериального богатства всех этносов. В стране действуют национальные театры – немецкий, узбекский, корейский, уйгурский. Некоторые из них имеют статус академических.
Конечно, большое внимание уделено и развитию средств массовой информации на языке народов, проживающих в Казахстане. Так, на сегодняшний день в республике имеются 52 СМИ различных этнокультурных объединений. Выпуск периодических изданий помогает представителям этносов не только в получении информации, но и в сохранении и популяризации языка народа.
Доктор философии по истории, религиовед, исследователь Абулхаир Сагнаев рассказал, в чем заключается ценность такой организации, как Ассамблея народа Казахстана.
"Период после распада Советского Союза был критическим с политической точки зрения. Социальная турбулентность наблюдалась во всех республиках, которые ранее входили в состав СССР. Было много проблем экономического характера, огромные трудности с развитием промышленного сектора. Кроме того, республикам было необходимо как можно скорее определиться с курсом государственной политики и законодательной базой. Конечно, в ситуации всеобщей обеспокоенности на первый план выходил и вопрос межнациональных отношений. Казахстан стал многонациональной страной, перед руководством стояла непростая задача: как сохранить стабильность в полиэтническом обществе. Особенность казахстанской ситуации заключалась еще и в том, что у нас практически не было регионов компактного проживания того или иного этноса", - отметил Абулхаир Сагнаев.
По словам специалиста, была необходима структура, которая, в определенном смысле, объединяла бы этносы, проживающие в республике. И ей стала Ассамблея народа Казахстана, создание которой состоялось буквально в первые годы независимости.
"Во многом это был политический шаг тогдашнего президента Назарбаева, взявшего курс на создание многонационального Казахстана. На самом деле, национальный вопрос во все времена являлся очень чувствительным, поэтому было важно подобрать правильную модель, учитывая все особенности казахстанского общества. Огромное значение в 90-е годы имело возрождение казахской культуры и языка: нужно было сделать все возможное для их развития. При этом нельзя было оставлять "за бортом" другие этносы, для которых Казахстан уже успел стать родиной", – добавил Абулхаир Сагнаев.
Помимо этого, эксперт отмечает то, насколько хорошо модель полиэтнического общества прижилась в нашей республике. По его мнению, основа для этого во многом уже была подготовлена, ведь Казахстан на протяжении длительного периода времени являлся локацией для переселенцев. Здесь можно вспомнить первых русских и украинских переселенцев, прибывших на территорию современного Казахстана еще во второй половине XIX века.
Уже позже, во времена советской власти, в Казахстане наблюдались массовые иммиграционные процессы. Депортация многочисленных народов СССР в страны Центральной Азии главным образом затронула именно Казахстан. Те годы были крайне сложными для всех народов, проживающих в стране, однако депортированным пришлось особенно трудно. По сути, их лишили элементарного права жить там, где им хочется, то есть на родной земле. Депортация повлияла и на социальное положение местного населения Казахстана.
Тем не менее разные народы даже в те тяжелейшие времена уживались в Казахстане довольно мирно. Абулхаир Сагнаев рассказывает, что столкновения на национальной почве в 40-х годах имели место быть, однако носили локальный характер и достаточно быстро пресекались властями. Исследователь видит причину конфликтов вовсе не в нетерпимости по национальному признаку, а в тяжелом социальном и экономическом положении всех граждан. Кроме того, многие люди попросту были недовольны той политикой, которой придерживалась коммунистическая партия.
В последующие годы приток населения из других регионов СССР только усиливался. Массовое создание колхозов и совхозов, освоение целины, индустриализация требовали переселения в Казахстан большого количества высококвалифицированных специалистов и простых рабочих.
Уже после распада СССР, наряду с национальным вопросом, большое внимание предстояло уделить и религии. Абулхаир Сагнаев вспоминает, что 90-е годы характеризовались резким повышением интереса населения к религии.
"Понятно, что при советском строе религия оказалась на задворках. Если мы вспомним первые годы советской власти, то тогда против религиозных объединений велась открытая борьба. Причем не только фактическая, но и идеологическая. То есть в сознание людей пытались заложить атеистические идеи и вызвать у них нетерпимость к любым религиозным проявлениям. Уже во второй половине XX века антирелигиозная кампания проводилась при Никите Хрущеве. Лишь во времена перестройки люди стали постепенно возвращаться к религиозным основам. Время показало, что советская власть, какой бы тоталитарной она не была, глобально не смогла побороть приверженность к религии со стороны населения", - рассказал Абулхаир Сагнаев.
По словам специалиста, потребность в религии возросла среди граждан нашей республики многократно в первые годы после распада СССР. Руководству страны было важно создать необходимые условия для реализации данной потребности.
"К счастью, в непростые времена удалось не допустить серьезных конфликтов на религиозной почве. При этом стоит выделить проблему деструктивных религиозных структур, которые заметно активизировались в 90-е годы. Резкий переход к либерализации общества имел не только положительные моменты, но и привел к расцвету сомнительных религиозных организаций, под влияние которых попадали в том числе и граждане Казахстана", – отметил Абулхаир Сагнаев.
Стоит отметить, что уже 15 января 1992 года в Казахстане был принят Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях". Данный документ являлся гарантом соблюдения прав казахстанцев в вопросе выбора вероисповедания. В нем было обозначено, что религиозные объединения полностью отделены от государственной деятельности. В то же время данные организации не имели права каким бы то ни было образом влиять на государственную политику Казахстана.
Все религии, а также религиозные объединения страны объявлялись равными перед законом республики. В Казахстане было запрещено создавать партии на основе тех или иных религиозных убеждений. Таким образом, наша страна сделала большой шаг к построению светского общества.
Отдельное внимание было уделено вопросу религиозного образования подрастающего поколения. Было установлено, что государственная система образования не может иметь никакого отношения к деятельности религиозных организаций. Школьное и университетское образование должно было носить исключительно светский характер. При этом родителям детей было дано право воспитывать ребенка в соответствии с теми или иными религиозным убеждениями. Однако, не допускалось принуждение ребенка к религиозному воспитанию.
Спустя почти 20 лет, в 2011 году, в Казахстане был принят новый закон, касающийся регулирования религиозной деятельности в республике. По словам Абулхаира Сагнаева, изменения, произошедшие в стране за это время, требовали обновления законодательной основы. Прежний закон учитывал реалии 90-х годов, а с того момента многое в нашей стране поменялось. Новый закон был направлен как на предоставление гражданам всех конституционных прав, касающихся религии, а также на сдерживание деструктивных течений.
К слову, на сегодняшний день в Казахстане насчитываются почти 4 000 зарегистрированных религиозных объединений. Большинство из них имеет отношение к исламу (около 2,8 тысяч), протестантизму (порядка 600) и православию (около 350). Всего в нашей республике имеются 18 официально зарегистрированных конфессий.
Нельзя не отметить резкое увеличение количества религиозных объектов, наблюдающееся в последние три десятилетия. На текущий момент в Казахстане имеются свыше 3,7 тысяч культовых сооружений. Их работа регулируется Законом "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".
В регионах нашей страны действуют информационно-разъяснительные группы по вопросам религий. На данный момент их насчитывается 228. Большая часть относится к организациям районного уровня – 163. Всего в состав информационно-разъяснительных групп входят более 3 000 специалистов. Это религиоведы, юристы, а также эксперты по защите прав гражданского населения.
"Сегодня мы все можем увидеть плоды той работы, которая систематически проводилась в предыдущие годы. Я говорю о той стабильности, которая отличает казахстанское общество. Как мы видим, на данный момент далеко не все страны мира могут в полной мере обеспечить гармоничное сосуществование разных этносов в пределах своей суверенной территории. Ценность мира и согласия в Казахстане очень велика. Но также не стоит забывать о том, что укрепление этих важных принципов должно быть постоянным, то есть усилия государства в данном направлении не должны ослабевать. Я думаю, казахстанцы за годы независимости успели оценить все преимущества общества, где царит взаимопонимание между представителями различных этносов и конфессий", – подвел итог Абулхаир Сагнаев.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2052133-stabilnoe-obschestvo-kak-v-kazahstane-formirovalis-printsipy-vzaimoponimaniya-mezhdu-raznymi-etnosami/