Геройство, стойкость и упорство: как казахстанские девушки сражались за победу
Опубликовано:
Во время Великой Отечественной войны казахстанские девушки запомнились своим героизмом и мужеством. Истории летчицы, врача из штрафбата и четырех танкисток читайте в материале NUR.KZ.
Отправиться добровольно на фронт — это большой подвиг абсолютно для любой девушки. Всего на Великую Отечественную войну было призвано около полумиллиона женщин. В боевые подразделения, кроме войск ПВО, они зачислялись на добровольной основе. Отбирали их по возрастной категории от 18 до 25 лет. Женщины должны были быть незамужними и иметь среднее образование.
Девушки-танкистки
По официальным данным, по всему Советскому Союзу в бронетанковых войсках числились только 50 женщин. Практически все они были радистками, пулеметчицами или ремонтниками, но всегда в качестве "дополнения" к мужскому экипажу. Однако был и чисто женский. Единственный не только в рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) но и во всем мире. Важно отметить, что во время Второй мировой только в СССР существовала женская армия. Среди них были Жамал Байтасова, Кулькен Токбергенова, Кульжамиля Талканбаева и Жамиля Бейсенбаева.
Впервые о девушках-танкистах рассказал их земляк-однополчанин Топатай Жунусов. Он написал письмо в газету "Советтiк Қарағанды". Статья была опубликована в августе 1944 года. В ней рассказывалось чисто о женских членах экипажа. Топатай Жунусов отмечает, что, несмотря на свою молодость, казахские девушки за короткое время освоили военную технику и стали танкистами, пилотами, стрелками и знаменитыми разведчицами.
"Среди них командир, младший сержант Жамал Байтасова. Ей была присвоена награда "За отвагу". Все воины нашей части хорошо знакомы с Жамал. В сражениях с коварным врагом она показала отличный пример героизма, стойкости и упорства", — говорится в письме.
Рассказывая о другой девушке, Кулькен Токбергеновой, автор пишет, что она привела "язык", что позволило танкам перейти в наступление. Она была трижды награждена за свою храбрость и выполнения задания командования.
Приводятся и воспоминания самой Кулькен Токбергеновой: " Мы перешли в наступление на танках. Немцы были бессильны противостоять неожиданному удару, поэтому бросили оружие и бежали. В тот день в бою убиты десятки солдат и офицеров. Задание командования было выполнено с честью, а дорога для танков была открыта".
Единственным источником информации об этом экипаже оказались газетные статьи 80-летней давности. По некоторым данным, женский экипаж участвовал в битве на Курской дуге и подбил два танка. Вскоре после публикации в "Советтiк Қарағанды" девушки погибли в Литве. Об их судьбе в свое время пытались узнать писатель Калмукан Исабаев и профессор Газиз Абишев, но особых результатов они не достигли.
Считается, что девушки — уроженки Карагандинской области, но точно это утверждать никто не может. Возможно, они попали на фронт из других регионов республики. Скорее всего, девочки были сиротами, так как никто из родственников не откликнулся на их поиски. Одинокими они оказались после голодомора начала 30-х.
Единственная казахстанская летчица
Следующая героиня — активистка, комсомолка Хиуаз Доспанова. Ей было 19 лет, когда началась Великая Отечественная война. После окончания школы она подала документы в Московский авиационный институт имени Жуковского. Однако получив там отказ, она поступила в медицинский. В 1941 году вместе со своей однокурсницей, легендарной летчицей Татьяной Смороковой, попала в формирующийся женский авиационный полк в качестве штурмана.
К слову, в военно-воздушных силах ССР было три полка: один истребительный и два бомбардировочных. Однако только их 588-й (позже переименованный в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк) был чисто женским. От механиков до командиров — все они были женщинами. А летали они на легендарных бипланах "По-2". Немцы прозвали женщин-пилотов "ночными ведьмами" за их боевую тактику. Подлетая к полигону для бомбардировок, они выключали двигатели и выполняли задание на бреющем полете.
Хиуаз Доспанова совершила более 300 вылетов, была дважды ранена, но возвращалась в строй. 10 апреля 1943 года на аэродроме произошла трагедия — один самолет упал на другой, который только что приземлился. Выжила только наша героиня, но ее нога была буквально раздроблена. Врачи строго запретили ей летать. Несмотря на это, она продолжила служить в своем полку на должности начальника штаба связи. На этой позиции она встретила победу, когда "ночные ведьмы" были расквартированы под Берлином.
Казахстанская героиня вернулась с войны инвалидом второй группы из-за неправильно сросшихся переломов ног. По возвращению казахстанская летчица планировала вернуться в медицинский. Однако в Уральске ей предложили партийно-политическую работу и утвердили инструктором областного комитета партии. Уже через год Хиуаз Доспанова была направлена на учебу в Высшую партийную школу в Алма-Ате. Несколько лет она возглавляла республиканский комсомол, а затем долгое время занимала должность секретаря Алма-Атинского горкома партии.
В 37 лет она была вынуждена выйти на пенсию из-за ранений. Однако это не помешало летчице вести активную общественную жизнь. В 2004 году она была удостоена звания "Халық Қаһарманы" с вручением золотой звезды и ордена "Отан". 20 мая 2008 года героиня Хиуаз Доспанова ушла из жизни.
Врач из штрафного батальона
Халида Маманова — врач, казахстанский профессор, участница Великой Отечественной войны. Она родилась в 1918 году в Талдыкорганской области. Халида Маманова была дочерью знаменитого на всю округу бая и мецената Есенгула Маманова. Ее отец открыл и поддерживал собственную советскую школу, прославленную как "Мамания".
Важно отметить, что испытания для маленькой Халиды и всей ее семьи начались после коллективизации и раскулачивания баев. Семью Мамановых сослали в Пензенский округ, где отец и двое братьев скончались от туберкулеза.
Несмотря на то что ее заклеймили как врага народа, она училась сначала в Оренбурге, затем в Семипалатинске и вернулась в Алма-Ату. Юная Халида Маманова не скрывала своего происхождения. Это отчетливо ощущалось, когда она окончила медицинский институт, но не получила необходимого воинского звания. Халида Маманова была исключена из всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи и не получила права стать врачом или медсестрой. В итоге ей дали лишь лопату, чтобы копать в госпитале могилы погибших в бою солдат.
Все ее заявления о добровольной отправке на фронт игнорировались. Она решила написать письмо Сталину, где было написано: "Если я враг народа, отправьте меня в штрафбат. Если останусь жива, то снимите все обвинения с меня и моих родственников". Неизвестно, дошло ли это послание до Иосифа Виссарионовича, но Халида Маманова была направлена в дисциплинарный батальон. Она провела несколько месяцев в штрафном батальоне, после чего начала служить в звании старшего лейтенанта в медицинском отделе.
В дальнейшем Халида Маманова участвовала в боях на Юго-Западном, Сталинградском, Южном, Украинском и Белорусском фронтах, где была ранена. Она начала говорить о демографическом ущербе, нанесенном войной, и указывать на необходимость охраны здоровья женщин. В 1943 году, окончив курсы усовершенствования гинекологов при фронтовом женском госпитале, врач реализовала меры по профилактике женских заболеваний, охране и наблюдению за беременными женщинами.
По официальным данным, с августа 1943 по май 1945 года она была единственным гинекологом на пяти фронтах. Халида Маманова осмотрела и спасла свыше 21 тысячи женщин. И это не считая тех, чьи жизни она сохранила на фронте в авиационных батальонах.
После войны ее происхождение не позволило в полной мере проявить свой профессионализм. Однако она получила докторскую степень, профессорское звание и была приглашена заведовать кафедрой знаменитого Актюбинского медицинского института. Летом 1977 года она вместе с коллегами отправилась на отдых в Болгарию, где ее тело было найдено на пляже. Причина смерти казахской героини неизвестна.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2061083-geroystvo-stoykost-i-uporstvo-kak-kazahstanskie-devushki-srazhalis-za-pobedu/