Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Легендарный летчик: как Талгат Бегельдинов сражался за Победу

Опубликовано:

Талгат Бегельдинов
Скриншот: Youtube-канала "Диванные эксперты"

Талгат Бегельдинов был легендарным летчиком. Земляки им очень гордились, однополчане уважали, а сам он просто выполнял приказ и очищал землю и небо от врагов. О том, как сложилась судьба героя, читайте в материале NUR.KZ.

Свежая публикация по теме:
Как началась война между СССР и Японией

Детство Талгата Бегельдинова связано с голодом и другими тяжелыми испытаниями. Он родился у озера Майбалык, недалеко от Акмолы. Его отец Тусупбек по просьбе одного бая перегонял скот, который грозились конфисковать большевики.

В первый голодомор ХХ века погибли родители героя. Его передали младшему брату Тусупбека – Якупбеку, который перебрался в город Пишпек (Бишкек). Напомним, что Казахстан тогда был в единой Казахско-Киргизской АССР, входящей в состав РСФСР. Потом настал "Малый Октябрь" и коллективизация. В своих рассказах он делится, что был страшнейший голод, и им с друзьями приходилось просить милостыню и даже ловить ящериц и змей.

Талгат Бегельдинов в шестнадцать лет поступил во Фрунзенский аэроклуб. При этом изначально никто не верил, что он сможет летать. Талгат Бегельдинов был слишком щуплый и маленького роста. Но тогда на выручку пришел начальник летной школы аэроклуба и решил испытать юношу, возможно, почувствовав его потенциал. Летали они на ПО-2.

Талгата Бегельдинова призывают в ряды РККА, и он поступает в спецшколу пилотов недалеко от Саратова. Во время войны он перевелся в Чкаловское военное авиационное училище в городе Оренбург. Летать стал на легендарном Ил-2. В советской авиации его прозвали "летающим танком", а в германской – "черной смертью".

Ил-2 – это самолет-легенда. Самый массовый из когда-либо выпускавшихся 36 тысяч штук. Напомним, в нацистской Германии было выпущено в три раза меньше штурмовиков, хотя было больше модификаций. Были и огрехи, которые исправлялись, как конструкторами, так и умельцами на фронте.

Первый боевой вылет герою довелось сделать на самолете с номером 13. Несколько раз за всю войну наш герой был ранен, даже сбивали, и приходилось переходить линию фронта. Самым опасным у летчиков считался налет на аэродром: по статистике процент выживания – один к десяти. И как раз при атаке на аэродром под Харьковом 5 мая 1943 года самолет Талгата Бегельдинова был сбит. Добираться до своих пришлось несколько дней, но когда почти уже добрались, его напарник-стрелок наступил на противопехотную мину. И он вернулся один.

Главным боевым предназначением Ил-2 было уничтожение техники и живой силы врага. В основном техники, начиная с грузовиков и заканчивая танками, а иногда и железнодорожными составами. Группу штурмовиков всегда сопровождали истребители, хотя бывало, что Бегельдинов отправлялся на разведку один. Первую Звезду Героя он получил осенью 1944 года.

Было в описании и четыре сбитых лично Талгатом вражеских самолета. К осени 1944 года это уже стало привычным, но мало кто знает, что именно Бегельдинов первым подстрелил вражеский самолет, причем настоящего аса.

Талгат Бегельдинов сумел сбить немецкого летчика Ганс "Асси" Хан, у которого на тот момент было более сотни сбитых самолетов и 539 боевых вылетов. 540-й оказался последним. Он сам до последнего утверждал, что его сбила зенитка, а российские историки до сих пор спорят, кто подстрелил аса. Есть публикации, что сбили немецкого аса летчики-истребители Гражданинов и Шишкин – на тот момент оба штрафники. Но документ о присвоении старшему лейтенанту Талгату Бегельдинову ордена "Великой Отечественной II степени" за сбитый Ме-109 доказывает, что сделал это именно он.

Наш герой оказался в числе первых, кто был им награжден. Кроме этого, буквально через день-два вышла фронтовая газета с его фотографией и говорящим заголовком: "Штурмовик может драться с истребителем и даже сбивать".

Отметим, летчики были самыми "плодовитыми" среди дважды героев. Так, среди наших земляков четверо, включая Талгата Бегельдинова, были удостоены этого звания. К концу войны выработалось негласное правило: летчик мог претендовать на третью Звезду, если налетал больше 200 часов. У Талгата Якубековича набралось 305. Впрочем, он никого не винил, не выбивал дополнительных наград и особо не пользовался заслуженными льготами. Герой искренне считал, что главная награда для него и всех фронтовиков – это Победа.

23-летний майор Талгат Бегельдинов был участником Парада Победы, проходившего в Москве летом 1945 года. Более того, через три дня был принят указ о присвоении нашему соотечественнику дополнительного звания Героя Советского Союза.

Если упомянуть о третьей неполученной награде, то приведем рассказ внучки Талгата Якубовича Алены Бигельдиновой.

"На сталинский бал мой дедушка пришел с молодой и очаровательной девушкой. Сталин спросил о ней. Ему сказали, что это Бегельдинов, которого хотят представить к третьей Звезде. Сталин сказал: "Он не нуждается в звезде, она у него уже есть". Моя бабушка в то время была в центре всеобщего внимания. Конечно, Сталин пошутил, но командование серьезно отнеслось к его приказу", - рассказала внучка героя.

После Второй мировой Талгат Бегельдинов продолжил службу в военно-воздушных силах.

"Я, как ведущий летчик, за годы войны ни одного летчика не потерял. Все живы!", – с гордостью говорил Талгат Якубекович.

Ангелом-хранителем для штурмовика стал истребитель Сергей Луганский – коренной алматинец, дважды Герой Советского Союза, после ухода в отставку написавший две увлекательные книги. В одном бою у Талгата Бегельдинова убили стрелка, и тогда Луганский расправился с двумя "мессерами" по бокам у Ил-2.

Потом они вместе учились в Военно-воздушной академии. Только Луганский на год старше. Они продолжили службу в разных частях страны – Талгату Бегельдинову выпала Украина. Но боевые раны периодически давали о себе знать. Особенно осколок, который он носил под сердцем долгие годы. Героя, вопреки его желаниям, перевели на "земную" работу начальником штаба Краснодарской высшей офицерской школы штурманов ВВС, но он был уволен по состоянию здоровья. Это 32-летний полковник Бегельдинов воспринял как приказ.

Вернувшись в Казахстан, герой руководил строительством взлетно-посадочных полос в областных центрах страны. Бегельдинов, заочно окончивший в 1968 году Московский инженерно-строительный институт, впоследствии работал в Госстрое Казахской ССР. Был депутатом Верховного совета.

Герой с трепетом относился к ветеранам. Равно как и к детям. Именно поэтому он стал учредителем и председателем благотворительного фонда, который оказывает помощь инвалидам ВОВ и детям-сиротам.

Талгат Якубекович Бегельдинов ушел из жизни в ноябре 2014 года.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2065052-legendarnyy-letchik-kak-talgat-begeldinov-srazhalsya-za-pobedu/