Дошкольное образование: более 77 тысяч мест будут созданы в дошкольных организациях в этом году
Опубликовано:
Сегодня порядка 258 тысяч детей по стране стоят в очереди в дошкольные организации. О том, как решается проблема с дефицитом мест и какие изменения произошли в системе дошкольного образования, читайте в материале NUR.KZ.
Система дошкольного образования в Казахстане
Дошкольное воспитание и обучение — это система, в которой проводится государственная политика. Цель состоит в том, чтобы способствовать доступности и качеству, обеспечивая равные возможности детей для обучения в школе.
“Система начального образования страны включает дошкольное обучение и воспитание. Дети до первого класса в дошкольном возрасте воспитываются в условиях семьи. Дошкольные организации —начиная с одного года до первого класса, в то время как предшкольные классы в средних школах, лицеях и гимназиях присутствуют с пяти лет по первый класс”, — отметила главный эксперт департамента дошкольного образования Министерства просвещения Манап Андыбаева.
Дошкольные организации и предшкольные классы несут главную ответственность за обеспечение наилучшего физического, интеллектуального и личностного роста ребенка. А также за обеспечение долгосрочного здоровья и безопасности воспитанника. Основное внимание уделяется обеспечению качественного дошкольного образования, взаимодействию с семьей, консультированию родителей по вопросам воспитания, образования и развития ребенка, а также созданию развивающей среды.
Для успешной работы с детьми и их родителями необходимо постоянное повышение квалификации и обмен опытом с коллегами. Важную роль также играет партнерство с родителями, взаимодействие с ними помогает лучше понимать индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка.
Таким образом, основное внимание в дошкольном образовании уделяется комплексному развитию детей, поддержке семей и созданию условий для успешного старта в образовательном процессе.
В Казахстане функционируют различные виды дошкольных организаций, такие как ясли-сады, детские сады, семейные ясли-сады, санаторные ясли-сады, специальные ясли-сады, специальные детские сады и дошкольные мини-центры.
“Дошкольные учреждения функционируют круглогодично. В учебном году дети осваивают содержание стандартной учебной программы, а в летние месяцы для них организуются оздоровительно-закаливающие мероприятия. В детских садах и мини-центрах создана развивающая среда с безопасными, благоприятными образовательными условиями. Требования к содержанию дошкольного образования определены в государственном общеобязательном стандарте”, — прокомментировала она.
Манап Андыбаева отмечает, что для организации образовательного процесса с учетом требований этих стандартов разработаны образовательные программы и методические материалы. В процессе обучения дети развиваются целостно на основе общечеловеческих и национальных ценностей, овладевают основами здорового образа жизни, навыками безопасной жизнедеятельности, двигательными навыками, коммуникативными навыками, социальной и эмоциональной компетентностью. А также развиваются физические, интеллектуальные, познавательные, эстетические, творческие способности детей и воспитывается любовь к родине и родному языку.
“В результате воспитания и обучения дети выпускаются из дошкольных организаций со сформированными навыками, физически развитыми, коммуникабельными, любознательными и уверенными в себе. Они умеют работать в команде и эмоционально отзывчивы, то есть готовы к обучению в школе”, — рассказала главный эксперт.
Причина больших очередей в детские сады
Руководитель управления мониторинга и анализа системы развития дошкольного образования Әділ Тойымбеков информирует, что основной причиной больших очередей в детские сады является демографический рост и высокая миграция населения. Высокая очередность наблюдается в крупных городах, таких как Астана, Алматы, Шымкент, и Атырауской области.
Согласно официальным статистическим данным Бюро национальной статистики Республики Казахстан, в 2021 году в стране произошел значительный рост рождаемости. Так, в 2021 году родилось 423,5 тысячи детей, что на 24,8 тысячи больше, чем в 2020 году. В 2022 году наблюдался дальнейший рост рождаемости, и число новорожденных достигло 442,3 тысячи. Высокий бэби-бум подтверждается ростом детского населения за указанный период.
Сегодня в Казахстане насчитывается более 11 тысяч дошкольных организаций. Их посещают порядка 1 миллиона детей дошкольного возраста. Отметим, что в 2021 году было открыто 53 тысячи новых мест, а в 2022 году — 31 тысяча. В прошлом году свои двери открыли 67 тысяч дошкольных учреждений.
“Чтобы устранить нехватку мест и сократить очереди, государство планомерно работает над открытием новых мест в дошкольных организациях .Местными исполнительными органами регионов разработан и утвержден пошаговый план ввода новых дошкольных организаций и открытия новых мест. В рамках этого плана МИО берут на себя обязательства по открытию 300 тысяч новых мест в дошкольных организациях по Казахстану. В этом году планируется открыть 77,4 тысячи новых мест”, — рассказал Әділ Тойымбеков.
Этот пошаговый план позволит улучшить доступ к дошкольному образованию, сократить очереди и обеспечить детей качественными условиями для развития и обучения. Государство и местные исполнительные органы активно работают над выполнением этого плана и прилагают усилия для создания комфортной среды для дошкольников.
Как изменилась система дошкольного образования за последние годы
За последние годы содержание дошкольного воспитания и обучения претерпело значительные изменения. Его главная цель — раскрыть потенциал каждого ребенка в рамках развивающей модели дошкольного воспитания. Теперь большое внимание уделяется не только развитию умственных способностей детей, но и их эмоционально-нравственному развитию, умению взаимодействовать с окружающими и разрешать конфликты.
В целом, современное дошкольное воспитание ставит перед собой задачу формирования гармоничной личности ребенка, способной успешно адаптироваться в современном обществе и реализовывать свой потенциал в полной мере.
“Образовательный процесс предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возраста и индивидуальных особенностей, способностей и потребностей. Ключевым принципом воспитания и обучения является использование игровых методов и приемов с учетом возраста ребенка”, — подчеркнула Манап Андыбаева.
Для обеспечения безопасного и комфортного пребывания детей усилены требования к дошкольным организациям: по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности, медицинского обслуживания, оснащению оборудованием и мебелью, а также созданию специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями.
Для определения уровня развития детей по возрастным группам, включая предшкольные группы и классы, используется мониторинг. Он проводится на протяжении учебного года и включает оценку сформированности умений и навыков, а также усвоения содержания типовой учебной программы.
Также для распространения лучших педагогических практик в регионах созданы 79 центров компетенции.
“Работа по привлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс имеет большое значение для успешной подготовки детей к обучению в школе. Одним из видов направления этой работы является развитие сети консультационных пунктов для родителей, чьи дети не посещают дошкольные учреждения. Эти пункты функционируют при дошкольных организациях и предлагают родителям помощь и поддержку в вопросах воспитания и развития детей с раннего возраста”, — поделилась главный эксперт.
Также она отметила, что в дополнение к этому разрабатывается мобильное приложение, которое будет содержать информацию о развитии и уходе за детьми. Это приложение позволит родителям получать рекомендации и советы от специалистов в удобной для них форме.
Руководитель управления мониторинга и анализа системы развития дошкольного образования Әділ Тойымбеков рассказал о пилотном проекте по внедрению единой базы учета, очередности и выдачи направлений в дошкольные организации. С октября 2023 года единая база внедрена в городе Шахтинск Карагандинской области и городе Петропавловск Северо-Казахстанской области. С начала этого года в городах Атырау и Шымкент, а также частично в районах Павлодарской области.
“Эта база предусматривает интеграцию информационных систем МИО, что позволит исключить дублирование очереди в дошкольные организации в разных регионах страны, “ловлю” мест и коррупционные риски при зачислении детей. У родителей также будет возможность выбрать до четырех детских садов исходя из запросов семьи. Государственные услуги в сфере дошкольного образования будут оказываться в проактивном формате”, — рассказал Әділ Тойымбеков.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2078219-doshkolnoe-obrazovanie-bolee-77-tysyach-mest-budut-sozdany-v-doshkolnyh-organizatsiyah-v-etom-godu/