Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Токаев четко обозначил позицию РК в отношении религиозного фундаментализма и салафизма, считает эксперт В. Колточник

Опубликовано:

Виталий Колточник
Виталий Колточник. Фото: из личного архива

Казахстан всегда будет толерантен ко всем вероисповеданиям, воззрениям и учениям, которые не подрывают нашей государственности и общественной морали. Об этом заявил Касым-Жомарт Токаев, выступая на заседании национального курултая. При этом президент отметил, что казахстанцы не могут и не будут идти на поводу тех, кто под влиянием западных и иных веяний продвигает чуждые для нашей культуры ценности, к тому же идущие вразрез с дуалистической основой мира. Какую опасность несут представители нетрадиционных религиозных течений для общества? Как их вовремя распознать и дать отпор? Своим мнением с нашей редакцией поделился политический эксперт Виталий Колточник.

— Виталий Сергеевич, одним из опасных религиозных течений в РК является "салафия". Чему привержены представители этого движения?

— Салафизм расценивается как глобальная угроза безопасности и единству человечества, рычаг разобщения и тот инструмент, с помощью которого внедряется концепция Нового средневековья в современном мире. Суть салафизма и его более частного явления ваххабизма состоит в стремлении его приверженцев откатить ислам назад, "к заводским настройкам", то есть временам его основания с полным игнорированием любых обновлений, которые получил ислам по мере своего многовекового развития.

Салафия\салафы — это буквально предшественники, предки, 3 первых поколения мусульман-сподвижников Пророка Мухаммада и их идейных потомков. Не вдаваясь в теологические тонкости, можно определить характер салафизма как течения, которое ставит целью продвигать архаизацию ислама в агрессивном ключе, без критического осмысления, следуя указаниям авторитетов и кураторов, которые полностью подменяют Коран и священные предания, культивируя ненависть к иноверцам и атеистам, приверженцам светского государства.

К слову, традиционные мусульмане салафитами также причисляются к врагам истинной веры. В целом, это весьма широкое движение внутри ислама, которое начиналось как "вирус", а со временем стало одной из ведущих сил в исламской умме в силу своей геополитической пассионарности и целенаправленной экспансии. Приверженность построения мирового исламского строя насильственными методами и есть задача максимум для салафитской сети, которая децентрализована, разнородна, всепроникающа.

Ее сила в отсутствии единого центра управления, широкой автономии и огромном мобилизующем потенциале. Не имея общего командного пункта, она подчиняется неким общим стандартам (как франшиза) и сценаристике социально-политического поведения, единые идеологемы и миссия (ликвидации светскости, построения Халифата, запрета науки и светской культуры). Сеть легко замещает утраченные звенья, создает новые, проводит ребрендинг (ИГИЛ, ДАИШ, Аль-Каида и др.), формирует вокруг себя очаги дестабилизации и хаоса, локальные конфликты, которые использует как свою питательную среду. Горячие точки и военные конфликты поддерживают в боеспособном состоянии отдельные ячейки и систему в целом.

Президент Токаев очень четко обозначил позицию государства в отношении религиозного фундаментализма и салафизма по умолчанию: Казахстан ответит на попытки насаждения мракобесия и средневековых порядков рывком в своем развитии, модернизацией и научно-технической революцией. Выработанные под патронажем главы государства доктрины "справедливого Казахстана" и "слышащего государства" сформируют заслон для проникновения враждебных и чужеродных религиозно-политических течений в наше общество.

— В чем конкретно выражается угроза салафизма для общества?

— Салафитская политика ставит задачи постепенного демонтажа светского государства, подавления всех иных религий и духовных практик, воспитывает последователей в духе отрицания государственных законов и устоев, проводит жесткий водораздел между своими последователями (объявляются своего рода избранными) и всеми остальными. Салафизм отрицает все этничное, национальное, культурное и формирует замкнутое сообщество для своих, своего рода идеологический анклав, который живет по собственным законам внутри основного общества, интенсивно вторгаясь в различные клетки этого социума и захватывая в них влияние и власть, переформатируя под свои цели.

Салафиты активно присутствуют во всех секторах экономики и госуправления, и при этом не интегрируются и не ассимилируются, расширяя свой анклав на все большее число клеток социума. Салафизм многолик и многослоен — имеет и радикальную джихадистскую сеть (боевики, грубая сила), и умеренную (пропаганда мирными средствами), и скрытую элитарную часть, которая себя никак не проявляет внешне, однако обеспечивает лоббирование интересов сообщества в верхних эшелонах государства и международной арены, влияет на законотворчество и функционирование государственных и общественных институтов. И преступный мир, и теневая экономика, и респектабельная часть бизнеса и политики в высокой степени охвачены влиянием салафизма, что мы ярко наблюдали в Кантар, и видели его разрушительный потенциал в действии.

— Как можно выявить представителей этого течения и как им противостоять?

— Не все салафиты демонстрируют свою идеологическую принадлежность внешне — короткие штаны, бороды, традиционные арабские наряды теперь больше характерны для низовых звеньев салафитской общины. Ее респектабельная часть предпочитает не выделяться из общего окружения, действуя скрытно и точечно.

Следует всегда обращать внимание на агрессивность исламского позиционирования: приверженцы традиционного ислама, как правило, не прибегают к активной пропаганде своей веры, поскольку ислам — религия большинства, которая не гонится за последователями.

Если отмечена чрезмерная активность со стороны кого-либо в исламской пропаганде (попытки точечной вербовки либо массовой пропаганды) — блогера, деятеля культуры, эксперта, политика, любого лидера общественного мнения — вы можете с высокой степенью вероятности констатировать, что перед вами скрытый салафит либо последователь иного альтернативного течения ислама, нуждающийся в быстром приросте кадровой базы, что само по себе является подозрительным. Любая анонимная вербовка в соцсетях является почерком экстремистских течений.

Салафиты всегда ведут курс на изоляцию последователя от любых внешних связей, не соответствующих ценностям общины, настраивают его против семьи, привычного окружения, дискредитируют привычные ему ценности и взгляды, принуждают к слепой вере авторитету наставников, а не Корана и исламских источников, которые необходимо понимать так, как приказано, а не по содержанию. Любое критическое мышление искореняется.

Последователи религиозного фундаментализма действуют гибко и профессионально, применяя к каждой аудитории подходящий рычаг и пакет аргументов. Часто наблюдается отождествление салафитов и других религиозных экстремистов с националистической повесткой: это неверно в корне, воинствующий исламизм всегда вненационален и одинаково не приемлет любые национальные ценности. Космополитизм — ключевая характеристика, поэтому национализм — это естественный враг исламизма.

— Насколько на Ваш взгляд Казахстан привлекателен для представителей нетрадиционных религиозных течений?

— Казахстан в силу своего срединного положения на геополитическом пространстве и постоянного столкновения интересов международных центров силы всегда был и будет привлекателен как плацдарм для влияния и проникновения в евразийский регион, рычаг доступа к природным ресурсам Казахстана и богатому человеческому капиталу. Религиозные противоречия — весьма мощное орудие дестабилизации, поэтому взращивание экстремистского и террористического подполья — это неизбежное зло для Казахстана и любой и другой значимой в мировых раскладах страны.

— Что делает РК для профилактики международного терроризма и религиозного экстремизма внутри страны и на мировой арене?

— Политические региональные блоки, где РК играет важную роль (ШОС, СВМДА, ОДКБ), особое внимание уделяют борьбе с любыми экстремистскими проявлениями и их проводниками. Также Казахстан ратифицировал весь пакет из 19 конвенций ООН по противодействию терроризму и экстремизму. В интересах умиротворения Афганистана Касым-Жомарт Токаев инициировал проект по интеграции Афганистана в экономическое пространство Центральной Азии путем создания в Алматы особого регионального центра ООН по целям устойчивого развития в Центральной Азии. Усилия Казахстана по развитию транспортно-логистического хаба, ставка на ИИ, высокие технологии и всеобщую цифровизацию, совершенствование технологий общественного контроля и прозрачности позволят также поставить дополнительный заслон террористической и экстремистской активности и сильно осложнят деятельность их ставленников. Зачистка кадрового корпуса власти и квазигосударственного сектора от деятелей Старого Казахстана позволят постепенно отлучить от рычагов влияния приверженцев экстремистских течений и подрежет их лоббистские возможности.

Курс на модернизацию политической системы и государственного аппарата является системным ответом на экспансию сил экстремизма и средневековья: прозрачные правила игры, искоренение коррупции и преступности также вымывают питательную среду для роста подпольных религиозно-политических течений, перекрывая им доступ в сферы принятия решений и силового воздействия на общество.

Казахстан при Токаеве выбрал четкую линию противодействия религиозному экстремизму и его политическим веяниям. Страна прошла идеологическую вакцинацию, сформулировав четкий концепт "справедливого Казахстана" и идеологемы "Адал адам — Адал еңбек — Адал табыс", и активно продвигает кампанию светского воспитания, основанного на приоритетах ценностей общенационального светского государства, реформируя законодательство и устраняя бытовую почву под средневековыми инициативами.

Экстремизм не приживается в благополучном и миролюбивом обществе, с крепкой демократией и светскими институтами, развитой наукой и образованием: салафизму нужны солдаты, а не ученые, и развивая научный потенциал страны, казахстанская власть выбивает из-под ног экстремистских сил необходимую почву, превращая потенциальный горючий материал в критически мыслящих образованных людей, совсем не пригодных для джихадизма.

Плюс меры по демонополизации религиозного поля. То есть жесткий запрет и пресечение любых деструктивных культов и течений, отрицающих государство и светскую власть, пропагандирующих враждебное отношение к иноверцам и создание равных условий для любых мирных религиозных течений.

На религиозно-идеологическом рынке важен плюрализм и многообразие во избежание кровавого хаоса. Время преференций для отдельных религиозных групп прошло, сейчас пора мультиконфессионального подхода по тому же принципу, по какому Казахстан обеспечил баланс в национальной политике, создав АНК и внедрив подход интеркультурализма. У казахстанцев должен быть большой выбор религиозных воззрений, однако соответствующих целям развития страны как светского государства, ориентированного на глобальную интеграцию в мировой порядок. Казахстан эффективно координирует международные усилия по борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2118192-tokaev-chetko-oboznachil-poziciyu-rk-v-otnoshenii-religioznogo-fundamentalizma-i-salafizma-schitaet-ekspert-v-koltochnik/