"Штрафовать старые машины - дискриминация": алматинец раскритиковал экопосты в Алматы
Опубликовано:
Алматинец предложил убрать экопосты, установленные на границах города. Такую петицию Назым Б. создал на сайте онлайн-петиций. В акимате Алматы ответили на инициативу казахстанца, передает NUR.KZ.
По мнению автора, посты неэффективны с точки зрения экологии.
"Работа экопостов нелогична и носит дискриминационный характер. Вот наши аргументы и доказательства: во-первых, производят вредные газы все автомобили с двигателем внутреннего сгорания, без исключения. Даже новые авто могут выделять больше СО (это оксид углерода, вредный газ), если используются чаще.
Сегодня экопосты выявляют моментальную долю СО в выхлопных газах автомобиля (условно, если доля СО в выхлопах автомобиля превышает установленную норму 0,3%, то это будет нарушением, за это полагается штраф около 37 тыс.). Но даже если машина соответствует этой норме, она может наносить такой же вред, а то и больше", - пишет Назым Б.
Автор приводит расчеты, опираясь на объем потребляемого разными автомобилями бензина.
"Во-вторых, даже если заставить всех пересесть на новые машины, от этого экология не улучшится. Так как основными вредными веществами, создаваемых автомобилями являются взвешенные частицы PM2.5-10 (очень вредные элементы). А порядка 80% этих частиц происходят не от выхлопных газов, а за счет стирания дорожного полотна и частей машин (например, от стирания шинных протекторов, тормозных колодок). Но экопосты не учитывают этого.
Таким образом, даже новый электрокар создает вред экологии в виде частиц PM, так как на нем есть такие же тормозные колодки. В-третьих, гораздо больший урон экологии наносят пробки, на которых часами простаивают сотни тысяч машин, выделяя миллионы тонн выхлопных газов. Если акимат так озабочен экологией, в первую очередь, нужно решить проблему многолетних пробок, особенно на выездах/въездах города", - говорится в петиции.
К тому же, автор уверен, что эффект от экопостов небольшой, так как их всего 19, а проезжают мимо них сотни машин в день. Ну а штрафы для старых машин он и вовсе считает дискриминацией.
"По моим исследованиям, нигде в мире нет такой практики экопостов, как у нас, где точечно останавливают "подозрительные" машины и делают замеры, штрафуют. Штрафовать старые машины - дискриминация, и новые машины такие же вредные по вышеуказанным причинам. В мире к этой проблеме подходят комплексно.
У нас бензин плохой, дороги плохие, пробки, все это влияет на экологию. В-шестых, если машина превышает формальные нормы СО, то как правило, требуется ремонт катализатора, системы сжигания и т.д. Все это стоит очень дорого. В условиях кризиса, для простого народа это может быть непосильным. Даже если человека оштрафуют, вряд ли он сможет сделать ремонт. Почти 50% страны ездят на машинах старше 20 лет", - рассказывает Назым Б.
Он уверен - траты на содержание экопостов также не эффективны. Автор предлагает закрыть экопосты и принять "более комплексные и разумные меры".
В Управлении экологии и окружающей среды Алматы ответили на это - там сообщили, что необходимость работы экопостов соответствует экологическим требованиям для автомобилей.
"В соответствии с Экологическим кодексом Казахстана атмосферный воздух подлежит охране от загрязнения", - говорят в Управлении.
Экопосты работают в Алматы с 2012 года. Сейчас их количество составляет 19 стационарных и 3 передвижных поста. Замеры проводят аккредитованные испытательные экологические лаборатории, как того требует техрегламент, а методика определения нормативов эмиссий в окружающую среду соответствует статье 186 Экологического кодекса РК.
"Персонал экопостов из числа операторов получил необходимое теоретическое и практическое обучение, заверенное сертификатами учебного центра. Каждый замер автотранспортного средства стал заверяться протоколом испытаний, формируемым программным обеспечением для контроля акиматом Алматы, Национальным центром аккредитации, Антикором, прокуратурой и другими уполномоченными органами", - сообщили в управлении.
В ведомстве добавили, что сбор и анализ данных по выбросам делается для принятия решений по уменьшению вредного воздействия машин на экологию. Экопосты показали в этом вопросе свою эффективность, говорят в управлении.
Между тем, там добавили, что по результатам проводимого мониторинга будет введена обязательная экологическая маркировка автомобилей, внедрение которой затягивалось почти 10 лет. Эта мера позволит ограничить въезд на отдельные городские территории автомобилей без систем нейтрализации и низкого экологического класса по примеру развитых стран. В ПДД РК уже внесены соответствующие изменения.
"На основе опыта работы экопостов разработаны и приняты Правила по осуществлению замеров выбросов от автотранспортных средств на стационарных и передвижных экологических постах в городе Алматы и разработан и принят Национальный стандарт, позволяющий нормировать помимо монооксида углерода и дымности еще и выбросы углеводородов в отработанных газах автомобилей, что намного повысит эффективность экологического мониторинга и контроля", - сообщили в Управлении экологии города.
Кроме того, водителям на экопостах разъясняют необходимость своевременного обслуживания автомобилей. Согласно статистике, каждое второе авто, владелец которого ранее был оштрафован или получил предупреждение, при повторной остановке и замере показывает значения ниже нормативных, что говорит о проведенном ремонте машины.
Впрочем, в управлении уверяют, что доля превышений нормативов снизилась за последние годы - если в 2021 году она составляла 24-25%, то в прошлом составила 15%. В первом квартале 2024 года - и вовсе 14%.
Эксклюзивный контент и новости только для вас! Подпишитесь на Telegram!
Подписаться
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2120802-almatinec-predlozhil-ubrat-ekoposty-ustanovlennye-na-granicah-goroda/