Эксперт высказался о ношении религиозной одежды в общественных местах
Опубликовано:
В Казахстане все чаще поднимается вопрос о ношении религиозной одежды. Недавно депутаты мажилиса подготовили законопроект, призванный решить вопрос ношения хиджаба и никаба в общественных местах. Религиовед, докторант КазНУ имени аль-Фараби Әл-Фараби Болатжан поделился своим мнением о том, является ли эта инициатива нарушением прав человека. Подробности читайте в материале NUR.KZ.
В Казахстане могут запретить носить религиозную одежду в общественных местах. Об этом сообщил депутат мажилиса Ермурат Бапи. Планируется, что этот вопрос будет рассмотрен парламентом на осенней сессии. По словам мажилисмена, количество казахов, покрытых в черное, значительно увеличилось и эта ситуация серьезно угрожает будущим национальным интересам страны.
Религиовед, докторант КазНУ имени аль-Фараби Әл-Фараби Болатжан согласен с инициативой депутатов. Он понимает озабоченность и логику депутатов, так как актуальность угрозы религиозно мотивированного экстремизма и терроризма долгое время не снимается с глобальной повестки дня.
"Насколько мне известно из речи депутата Ермурата Бапи, инициатива в основном касается так называемых "никабов" – черных женских одеяний, закрывающих все тело, за исключением узкой прорези для глаз. В этом случае инициатива имеет смысл, поскольку невозможность идентификации человека напрямую связана с национальной и общественной безопасностью. Под закрытыми лицами могут скрываться злоумышленники. В мировой практике были случаи, когда террористы маскировались под женщин, надевая никабы", - прокомментировал он.
Эксперт отметил, что одежду всех стилей следует рассматривать через призму толерантности. По его словам, взрослый человек сам решает, как ему одеваться, если он не представляет угрозы для национальной и общественной безопасности и не нарушает права окружающих.
"Я бы не стал рассматривать одежду через призму вреда или пользы. Надо быть готовым к тому, что в светском обществе всегда будет многообразие взглядов, религии и одежды. Это нормальное явление. Я считаю, что угрозу в обществе может представлять только та одежда, которая не позволяет идентифицировать человека", - поделился мнением религиовед.
В последнее время в соцсетях не утихают споры о ношении хиджаба. В Казахстане становится все больше молодых блогеров и звезд шоу-бизнеса с покрытой головой. Благодаря такой пропаганде, хиджаб стал трендом, после которого девушки стали следовать примерам звезд. Әл-Фараби Болатжан считает, что большой интерес молодых людей к ношению религиозной одежды связан с кризисом смысла и идеологическим вакуумом.
Конституция Казахстана гарантирует свободу вероисповедания, а это означает, что каждый человек имеет право исповедовать любую религию. Запрет на ношение религиозной одежды может рассматриваться как нарушение этого права. Однако эксперт отмечает, что запрет на ношение одежды, представляющей угрозу безопасности, не является нарушением закона или прав человека. Если говорить о международной практике, то такие положения есть и в международных договорах, ратифицированных Казахстаном.
Таким образом, эксперт считает, что ограничение определенных прав и свобод в целях безопасности общества не нарушает нормы, как Конституции РК, так и международных соглашений. Следует также отметить, что западные страны, такие как Бельгия, Швейцария, Дания и Франция, запрещают носить одежду, закрывающую лицо, в общественных местах. И даже в священном городе мусульман – Мекке – женщине во время паломничества запрещается надевать никаб, то есть закрывать свое лицо, оставляя только прорезь для глаз.
Напомним, что в 2016 году Министерство образования РК издало приказ, согласно которому учащиеся всех школ должны носить школьную форму. Однако споры о ношении платков ученицами общеобразовательных школ не утихают. По словам религиоведа, в нашей стране проживают разные этнические и конфессиональные группы, поэтому должны быть единые правила и законы для всех, независимо от их религиозной и этнической принадлежности. То же самое касается и школьного распорядка.
"Казахстан применяет французскую модель светскости, которая обеспечивает религиозный нейтралитет в государственных учебных учреждениях. Это оптимальный выбор Казахстана в сегодняшних реалиях. Если мы допустим прецедент разрешения религиозной одежды одной конфессии, то на следующий день представители других конфессий будут выдвигать аналогичное требование. Когда каждый ученик будет приходить в своей религиозной одежде, риск буллинга и деления на религиозной почве в среде школьников возрастет", - прокомментировал Әл-Фараби Болатжан.
Кроме того, по мнению эксперта, определенные религиозные группы будут требовать раздельного обучения мальчиков и девочек, запрещать детям посещать занятия музыки, рисования, физической культуры по своим религиозным убеждениям. Поэтому крайне важно избегать подобных прецедентов.
"Нередки случаи, когда родители путем насилия заставляют своих детей совершать религиозные ритуалы и носить религиозную одежду. Следует выявлять такие случаи и пресекать. Важно, чтобы люди приходили к религии осознанно и добровольно. Некоторые утверждают, что запрет на религиозную одежду в школах противоречит практике западных стран. Как я уже упомянул, Казахстан использует французскую модель светскости, то есть наша страна не изобрела велосипед", - отметил он.
Во Франции, которая признана всем миром как демократическая и либеральная страна, был принят закон, запрещающий ношение одежды с религиозной символикой в госшколах.
В 2009 году в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) были поданы шесть жалоб против Франции, в которых утверждалось, что принятый закон носит дискриминационный характер и ущемляет свободу вероисповедания. Однако ЕСПЧ отклонил жалобы, как необоснованные, не усмотрев каких-либо нарушений в законодательстве и действиях Франции.
По словам Әл-Фараби Болатжана, правоприменительная практика в Казахстане по запрету религиозной одежды в школах является легитимной с точки зрения ЕСПЧ.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2129685-ekspert-vyskazalsya-o-noshenii-religioznoy-odezhdy-v-obshchestvennyh-mestah/