Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как общественная организация защищает права потребителей в Казахстане

Опубликовано:

Коллеги за рабочим столом
Иллюстративное фото: depositphotos.com

В мире, где ежедневно возникают новые товары и услуги, потребители зачастую оказываются уязвимыми перед лицом недобросовестных продавцов и производителей. Члены республиканской общественной организации "Национальная Лига потребителей Казахстана" рассказали NUR.KZ о том, с какими проблемами сталкивается казахстанский потребитель и как защитить свои интересы.

Президент Лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская поделилась пятью основными моментами, которые стоит учитывать при покупках казахстанским потребителям:

  • Платите юридическим лицам. При заключении договора, старайтесь оплачивать услуги или товары только юридическим лицам, а не физическим;
  • Уточняйте детали платежа. Если оплата физическому лицу неизбежна, обязательно укажите в переводе, за что именно вы платите: запчасти, одежду, продукты питания и т.д;
  • Изучайте компанию. Перед совершением покупки в интернете проверьте, как давно существует компания, просмотрите ее социальные сети и отзывы клиентов;
  • Будьте всегда бдительны. В ресторанах и различных точках продаж обращайте внимание на чистоту, наличие ценников и опрятность персонала. Подумайте хорошо, стоит ли там производить покупку, думайте, в первую очередь, о своем здоровье;
  • Защищайте свои интересы. Если видите некачественный продукт или неудовлетворительное состояние магазина, пишите претензию, обращайтесь в Национальную лигу потребителей Казахстана. С завершением моратория на проверку бизнеса с 1 января текущего года, потребители могут подать жалобу онлайн в государственный орган, описав суть претензии, без указания нормативно-правовой базы.

В общественной организации "Национальная Лига потребителей Казахстана" подчеркнули, что не нужно бояться высказывать свое недовольство, ведь получение качественного товара или услуги – это ваше конституционное право, и оно защищено государством. Это не только защитит ваши права, но и поможет улучшить качество жизни народа Казахстана.

Проблемы потребительского рынка Казахстана разнообразны. По словам общественной организации, в стране растет важность "детского" вопроса. Например, наблюдается увеличение количества поддельных игрушек. Более 70% игрушек неизвестного происхождения могут быть подделками, нелегально ввезенным контрафактом или некачественными товарами. Также, отсутствуют лицензии у дошкольных образовательных учреждений, часто страдает и качество школьного питания.

Лига активно представляет интересы потребителей на различных уровнях власти: в сенате и мажилисе парламента, администрации президента и акиматах. В этом помогает концепция "слышащего государства". Как подчеркивает Светлана Романовская, организация работает плодотворно со всеми 18-ю органами власти, осуществляющих свои функции в сфере защиты прав потребителей. Государственные органы активно прислушиваются к мнению общества.

Светлана Романовская отмечает, что сейчас есть электронная площадка, на которой можно через представителей общественной палаты любым физическим и юридическим лицам принять участие в улучшении законодательства.

"Надо понимать, что общественная палата – это реальный инструмент, который может оказать значительное влияние и поддержку всем слоям населения. К примеру, если бизнесмен понимает, что ему что-то мешает для эффективной работы или же он видит какие-то недостатки в законодательстве, связанные с защитой предпринимателей, то он имеет право через эту площадку обратиться к руководителям рабочих групп мажилиса. Я как заместитель председателя общественной палаты мажилиса парламента вижу, что эта площадка способствует реальной возможности для улучшения законодательства", – подчеркивает президент лиги.

Светлана Романовская отмечает, что все поступающие через общественную палату предложения отрабатываются и принимаются во внимание, обращение не имеют права проигнорировать. Позже, такой же инструмент будет организован в акиматах областей, городов и районов, чтобы депутаты всех уровней могли вносить свои предложения.

"Наша миссия – формирование активной гражданской позиции человека, который делает осознанный выбор. Для нас очень важно воспитать новое поколение потребителей, которые знают, за что платят, понимают стандарты, то есть из чего состоят товары или услуги, которые они приобретают. Мы хотим сформировать цивилизованные отношения на рынке товаров и услуг в Казахстане, улучшить качество жизни людей через это", – делится Светлана Романовская.

Для достижения этой цели организация разработала и внедрила интерактивный учебник потребителя, который используется в университетах по всему Казахстану. Этот учебник, уже пятое издание которого насчитывает 841 страницу, был внедрен в 11 вузах 11-ти регионов страны. Также, в рамках деятельности лиги, открыты представительства на базе этих вузов, в работу активно вовлечены студенты. Около 29 тыс. волонтеров-студентов участвуют в защите прав потребителей в своих регионах. Будучи членом Международной ассоциации потребителей вот уже на протяжении 25-ти лет, Казахстан является лидером в области потребительского образования.

Еще с 2022 года стало известно о разработке законопроекта о защите прав потребителей на государственном уровне. В рамках нового закона предлагается создать общественный совет по защите прав потребителей. Этот совет позволит каждому гражданину принимать участие в деятельности по защите своих прав, что сделает систему более прозрачной и эффективной.

Также, расширение социально-политического влияния общественных институтов будет достигнуто путем введения института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Принцип защиты прав потребителей в перспективе будет обеспечен обязательным участием омбудсмена в разработке проектов правовых актов.

Кроме того, законопроект направлен на предупреждение появления в договорах условий, нарушающих права потребителей, или способных их повлечь. Планируется синхронизация регулирования общественных отношений в сегменте дистанционной (электронной) торговли и его очной формы. Совершенствование системы защиты прав потребителей будет также достигнуто путем принятия простого и удобного для восприятия граждан и правоприменительной практики текста закона.

Национальная лига потребителей Казахстана активно сотрудничает с международными организациями. Лига является лидером Евразийского союза потребителей, в который входят восемь стран, также Индия и Китай готовят документы для присоединения. Подобные союзы, как отмечают в организации, необходимы для гармонизации правовой базы и улучшения практики применения законодательства. Это позволит задавать вопросы по законодательству стран-продавцов и взаимодействовать с международными организациями защиты прав потребителей.

Также, в рамках работы Евразийского союза потребителей, общественная организация планирует обобщить лучшие практики, проанализировать их и понять, получится ли внедрить эти практики в Казахстане.

Например, в Аргентине есть проект "Зеленая точка" – это знак добросовестных производителей, которые предлагают безопасные товары и услуги. Такой знак говорит о том, что товар соответствует всем стандартным требованиям: отсутствие генетически модифицированных компонентов, малое количество соли, сахара, отсутствие не трансжиров.

"Что дала Аргентине данная практика? Раньше, более 70% населения страдали от ожирения – а это уже и сахарный диабет, давление, проблемы с ЖКТ и все остальное. За пять лет действия программы, им удалось снизить этот показатель до 20%. Если производитель заявил о наличии данного знака, но не выполняет требования – ему грозит лишение свободы до семи лет. С помощью данной практики рынок очистился от недобросовестных производителей. Граждане теперь знают, какие продукты стоит употреблять. Конкуренция сподвигла большинство компаний стать безопасными", – отмечает Светлана Романовская.

Как отмечает президент лиги, в Казахстане на протяжении 25-ти лет Национальная лига потребителей также присваивает добросовестным предпринимателям народный знак качества "Безупречно" с целью формирования цивилизованных отношений на рынке, а также для продвижения лучших товаров и услуг республики.

Народный знак качества также помогает в борьбе с мошенничеством, которое все еще остается одной из острых проблем для потребителей в Казахстане.

Например, в организации отметили один из случаев покупки запчастей на официальном сайте. Потребитель оплатил товар физическому лицу, которое, как оказалось, занималось мошенническими действиями. В итоге покупатель не получил заказанное, а компания до сих пор ведет поиски преступника. Это далеко не единичный случай, и подобные проблемы встречаются повсеместно.

В связи с этим, лига рекомендует потребителям соблюдать осторожность при онлайн-покупках. Необходимо изучить, насколько давно существует компания, ознакомиться с отзывами и социальной активностью продавца. Также важно не передавать коды доставки до проверки товара.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2138664-kak-obshchestvennaya-organizaciya-zashchishchaet-prava-potrebiteley-v-kazahstane/