Гибкое, эффективное и доступное образование: как применение ИИ влияет на образовательный процесс в Казахстане
Опубликовано:
Проректор по академическим вопросам КазНУ имени аль-Фараби Алтай Казмагамбетов рассказал NUR.KZ о преимуществах и недостатках использования искусственного интеллекта в образовании.
Сегодня с помощью искусственного интеллекта преподаватели учатся структурировать учебный план и выстраивать последовательность изучения материалов, учитывая уровень сложности и актуальности тем. А также они могут создавать индивидуальный учебный материал для своих дисциплин, в том числе конспекты лекций и различные виды заданий.
"Наши преподаватели и студенты учатся создавать презентации с помощью ИИ. По профильным направлениям, связанным с изучением ИКТ, обучающиеся учатся использовать ИИ при реализации проектных заданий и решении кейсов. Например, выполняют кейсовые задания, связанные с созданием кода с помощью ИИ и поиском ошибок в сгенерированном коде", - прокомментировал проректор по академическим вопросам КазНУ имени аль-Фараби Алтай Казмагамбетов.
Кроме того, с помощью специализированных лицензированных сервисов, которые работают на основе ИИ, можно проверять задания на неправомерные заимствования и генерацию в текстовых документах.
Платформа Coursera позволяет преподавателям из 93-х вузов страны создавать онлайн-курсы. Искусственный интеллект помогает преподавателям автоматически генерировать план курса, добавлять учебные материалы, смешивать модули от ведущих экспертов и многое другое. Отметим, что в июне этого года образовательный партнер платформы Coursera – компания BMG Upskill провела обучающий вебинар на эту тему.
По мнению проректора по академическим вопросам, ИИ делает образование более эффективным за счет персонализации обучения и создания адаптивных курсов, которые позволяют студентам учиться на своем уровне в зависимости от их способностей, знаний и темпа.
"Преподавателям, осваивающим навыки работы с ИИ, будет легче выполнять рутинные задачи по разработке учебно-методического комплекса дисциплины. Они смогут уделять больше времени более творческой работе, то есть проектной работе с обучающимися. А значит, для непосредственного общения, коммуникации с ними, что является главной ценностью образования", - прокомментировал он.
Однако, несмотря на положительные стороны, в использовании искусственного интеллекта есть и недостатки. Алтай Казмагамбетов отмечает, что ИИ часто "ошибается" или генерирует вымышленные факты, а также не всегда может уловить индивидуальные предпочтения студентов и склонен к стандартизации.
Одним из недостатков является нарушение конфиденциальности и безопасности, в том числе злоупотребление персональной информацией или утечка персональных данных.
"ИИ может привести к неспособности к творческому мышлению. Зависимость от технологий может привести к уязвимости и сбоям, а также неспособности самостоятельно решать задачи. Одним словом, ИИ ведет к снижению качества результатов обучения, профессиональных навыков и компетенций", - отметил Алтай Казмагамбетов.
Проект национального доклада "Качественное образование, доступное каждому" содержит два основных тезиса о влиянии ИИ на профессиональную занятость. В документе отмечается, что искусственный интеллект не заменит людей, а люди, использующие ИИ, заменят тех, кто не умеет, не может или не хочет пользоваться искусственным интеллектом.
"Это абсолютно применимо к педагогам. Поэтому вывод один: ИИ не заменит педагога, а педагоги средней или высшей школы, использующие ИИ, заменят тех коллег, которые не умеют, не могут или не хотят пользоваться ИИ. Чтобы избежать этого, преподавателю необходимо постоянно повышать свою квалификацию, что включается в себя приобретение навыков, необходимых педагогу для использования ИИ в новой реальности", - рассказал Алтай Казмагамбетов.
В эпоху развития новых образовательных технологий роль преподавателя кардинально изменилась. Из источника знаний и носителя информации, целью которого была передача знаний, педагог переходит в роль модератора. Цель преподавателя – вовлечь учеников в творческий плодотворный эксперимент.
"С тех пор, как ИИ был интегрирован в образование, цель педагога усложнилась. Теперь важно научить учащихся анализировать, критически оценивать и отбирать информацию, в том числе созданную ИИ. И с этим непосредственно связана цель воспитания творческой личности, способной порождать собственные идеи, использоваться ИИ только в качестве технического помощника, но не интеллекта, который будет мыслить за обучаемого", - отметил он.
По словам Алтай Казмагамбетова, в связи с демографической ситуацией в Казахстане ожидается значительное увеличение студентов с каждым годом. Поэтому для Казахстана важно развивать онлайн-образования.
"Онлайн-образование, в свою очередь, с помощью инструментов искусственного интеллекта может не только создавать образовательный контент, но и анализировать успеваемость обучающегося и на основе анализа гибко корректировать траекторию его обучения", - поделился Алтай Казмагамбетов.
Он считает, что будущее образования с использованием ИИ обещает быть более гибким, эффективным и доступным, предоставляя каждому студенту уникальные возможности для роста и успеха. Но только при условии, что использование ИИ будет юридически и этнически регламентировано правительством и соответствующими образовательными учреждениями.
"Офлайн-образование с возможностью непосредственной человеческой коммуникации студентов между собой и с преподавателями всегда будет самым элитарным, так как ценность человеческого общения, социализация людей, развитие soft-skill с каждым годом, тем более с развитием ИИ, только повышается. Не даром работодатели уделяют особое внимание навыкам soft-skills сотрудников, то есть личностным качествам, таким, как умение работать в команде, деловое общение, публичные выступления, критическое мышления, креативность и лидерские качества", - подытожил проректор по академическим вопросам КазНУ имени аль-Фараби Алтай Казмагамбетов.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2139640-gibkoe-effektivnoe-i-dostupnoe-obrazovanie-kak-primenenie-ii-vliyaet-na-obrazovatelnyy-process-v-kazahstane/