Как религия и наука уживались в Центральной Азии в начале XV века
Опубликовано:
NUR.KZ рассказывает об уникальном правителе позднего Средневековья Улугбеке, который всячески поощрял научные исследования, внес личный вклад в астрономию и умер как исламский мученик.
История развития науки в Средние века включает множество эпизодов, когда люди категорически не желали верить в объективные обоснования происхождения тех или иных вещей. На представление людей очень сильно влияли религиозные убеждения, порой побуждавшие на жестокие убийства ни в чем не повинных ученых или сторонников научного прогресса. Так, мы можем вспомнить, как за науку пострадал Джордано Бруно.
В исламском мире той эпохи также был свой ученый, вклад которого оценили лишь спустя несколько веков после его смерти. Более того, его гибель отчасти связана с его научной деятельностью. Речь идет о среднеазиатском правителе и выдающемся астрономе Улугбеке.
Будущий султан Мавераннахра родился в эмирской семье, приходясь внуком великому полководцу и завоевателю Центральной Азии Тамерлану. Улугбек родился во время одного из походов своего прославленного деда. Будучи ребенком, он сопровождал Тамерлана во время его военных наступлений и путешествий.
С ранних лет мальчик проявлял большой интерес к математике. Однажды Улугбек оказался в городе Марага, где он увидел обломки знаменитой обсерватории. Возможно, именно тогда будущий правитель всерьез заинтересовался небом и далекими созвездиями. Со временем астрономия стала настоящим призванием Улугбека.
Являясь представителем правящей династии, он, разумеется, не мог полностью сосредоточиться на научных исследованиях. Он, как его дед и отец Шахрух, должен был стать властителем обширных земель. Уже в 10 лет ему были переданы некоторые территории современного Узбекистана и южного Казахстана, а в 15 - Улугбек стал султаном Мавераннахра. В 17 лет юноша стал править самостоятельно.
Обретя власть в Мавераннахре, столицей которого тогда был город Самарканд, Улугбек получил возможность глобально развивать научную деятельность и вводить новые подходы в образовательную сферу. При нем Самарканд превратился в один из ключевых научных центров позднего Средневековья, вместе с тем оставаясь важнейшей точкой притяжения для мусульман.
Правитель султаната всячески поощрял прогрессивные исследования тогдашних передовых ученых, причем не только астрономов, но и математиков, историков, медиков. Сам Улугбек также не охладел к науке. В 1444 году 50-летний султан окончил свой знаменитый труд "Новые Гурагоновы астрономические таблицы". Как известно, на его написание Улугбек потратил около 30-ти лет, в течение которых он регулярно наблюдал за движением небесных тел. Данный справочник был переведен на латинский язык и являлся одним из главных на тот момент пособий по астрономии.
Другое важнейшее наследие Улугбека – обсерватория в Самарканде, строительство которой было завершено в 1428 году. Примечательно, что остатки научного объекта были обнаружены и детально изучены лишь в первой половине XX века.
На середину XV века детище Улугбека практически не имело аналогов в мире. К работе в обсерватории были привлечены самые видные астрономы Центральной Азии того времени. Установкой и выверкой приборов занимался знаменитый математик Джемшид аль-Каши. Он же стал первым руководителем самаркандской обсерватории.
Всей своей деятельностью Улугбек доказывал, что ислам и наука вполне могут уживаться вместе. Правда, далеко не все современники правителя были с этим согласны. Неоднократно Улугбека обвиняли в чрезмерном увлечении астрономией и математикой, а также обвиняли в ереси.
Правлению выдающегося астронома пришел конец в 1449 году. Его сын Абд аль-Латиф решил захватить трон и пошел войной на своего отца. Более того, чуть позже он организовал так называемый шариатский суд, на котором Улугбеку вынесли смертный приговор. Он был убит наемниками по пути в Мекку. Примечательно, что Абд аль-Латиф продержался на престоле не более полугода, приняв смерть от рук соратника бывшего султана. Сам же Улугбек, который был убит несправедливо, по канонам ислама считался мучеником.
*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2153247-kak-religiya-i-nauka-uzhivalis-v-centralnoy-azii-v-nachale-xv-veka/