Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Какое влияние имеют общественные советы на законотворчество в Казахстане

Опубликовано:

Человек делает записи
Иллюстративное фото: depositphotos.com

Общественные советы в Казахстане становятся важной частью демократического процесса, оказывая значительное влияние на законотворчество. Хотя общественные советы относительно недавно начали свою деятельность, но они уже демонстрируют, как гражданское общество может быть активно вовлечено в развитие законодательства и контроля за деятельностью государственных органов. Их роль заключается не только в общественном контроле, но и активном участии в разработке новых законодательных инициатив, передает NUR.KZ.

Законодательный процесс в Казахстане представляет собой сложную систему, которая включает различные заинтересованные стороны: государственные органы, парламент, гражданское общество и экспертов. В последние годы в этой системе все большую роль начинают играть общественные советы, работающие при министерствах и других государственных органах. Одним из ярких примеров такого взаимодействия стала работа общественного совета при Министерстве внутренних дел РК.

Общественные советы: мост между государством и гражданским обществом

Роль общественных советов заключается в обеспечении открытости, установлении общественного контроля за деятельностью государственных органов, а также в обеспечении взаимодействия между гражданским обществом и государственными структурами.

Общественные советы не только обсуждают проблемы, актуальные для общества, но и предоставляют свои рекомендации для принятия решений на государственном уровне. Они функционируют как связующее звено, позволяя гражданам доносить свои проблемные вопросы и предложения непосредственно до представителей власти.

"Согласно национальному законодательству раз в три года избираются члены общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел, затем избираются председатель и секретарь для организации деятельности совета. Составляется план на 1 год, который включает в себя заседания, общественные слушания, общественный мониторинг и экспертизу, а также иные формы общественного контроля, затем министром внутренних дел утверждается и подписывается план для дальнейшей реализации. Это позволяет нам как членам совета, представляющим интересы граждан, совместно решать эти возникающие проблемы в сфере как нарушения прав граждан, так и в сфере профилактики правонарушений", – делится директор общественной организации "Правовой центр женских инициатив "Сана Сезiм" и член общественного совета при Министерстве внутренних дел РК Шахноза Хасанова.

Шахноза Хасанова отмечает, что основной задачей общественного совета является обеспечение открытости полиции, установление общественного контроля за ее деятельностью, а также участие общественных институтов и населения в профилактике правонарушений и охране общественного порядка. Основываясь на поставленной задаче общественного совета, каждый комитет и департамент при Министерстве внутренних дел предоставляет информацию для членов общественного совета о проделанной работе и возникающих проблемах.

Пример успешного взаимодействия: Закон о противодействии торговле людьми

Участие членов общественных советов в разработке законодательства важно для создания более эффективных законов, соответствующих реалиям жизни. Один из последних примеров успешного взаимодействия общественных советов и государственных органов – это разработка закона о противодействии торговле людьми. Казахстан, долгое время остававшийся единственной страной в Центральной Азии без отдельного закона поэтому вопросу, принял соответствующий закон в 2024 году. Этот закон стал результатом долгой работы общественных организаций и государства.

Также, принятие закона о противодействии торговле людьми в Казахстане было вызвано рядом рекомендаций международного сообщества. Государственный департамент США ежегодно публикует отчеты о борьбе с торговлей людьми, в которых страны оцениваются по уровням их усилий в данной сфере. Страны первого уровня полностью соответствуют международным стандартам и эффективно решают проблему торговли людьми. Во второй уровень включаются государства, которые предпринимают значительные усилия, но им все еще требуется улучшение системных мер. Наблюдательный уровень отводится странам, где проблема особенно остра и требует срочного внимания.

В 2020 году Казахстан был понижен со второго уровня на наблюдательный, что свидетельствовало о необходимости незамедлительного решения данной проблемы. Президент страны также указал на участившиеся случаи торговли людьми, что, вместе с международными рекомендациями, стало стимулом для принятия соответствующих мер.

В рамках этих действий Казахстан ранее подписал международные протоколы и конвенции, направленные на борьбу с торговлей людьми. Вслед за этим при Министерстве внутренних дел была создана рабочая группа под председательством министра для разработки проекта закона в области противодействия торговле людьми.

"Мы как члены общественного совета входим в составы рабочих групп для того, чтобы участвовать в разработке законопроектов, опираясь на наш практический опыт. В процессе разработки закона о противодействии торговле людьми были проведены более 20 заседаний, на которых все участники рабочей группы, включая заинтересованные государственные органы, активно обсуждали различные аспекты проблемы, которые было важно включить в законопроект", – делится процессом Шахноза Хасанова.

Член общественного совета отмечает, что благодаря проведенным заседаниям, в которых принимали участие все заинтересованные государственные органы и представители гражданского общества, занимающиеся противодействием торговле людьми, представилась отличная возможность услышать друг друга на одной площадке, а также дать понять депутатам, государственным структурам, какие на самом деле могут возникать проблемы.

Одна из таких рекомендаций – рассмотреть отдельно защиту прав несовершеннолетних детей, которые оказались жертвами торговли людьми. Был дан также ряд других рекомендаций: рассмотреть определение "жертва торговли людьми", кто может им стать, права жертв торговли людьми, что такое "уязвимое положение".

Также, было раскрыто почему важно уделять внимание тому, чтобы дать время на обдумывание жертве: подавать в правоохранительные органы заявление или нет. Эксперт поясняет, что зачастую потерпевшими до принятия нового закона считались только те люди, которые обращались с заявлением в полицию, и на основе проведенных оперативно-следственных мероприятий им присваивался статус потерпевшего.

Был досконально изучен международный опыт, каким образом в других странах работает подобное законодательство. Шахноза Хасанова отмечает, что совместно с представителями министерств, прокуратуры и адвокатских коллегий был разработан проект закона, который был представлен в мажилис парламента, где также были проведены порядка 30 еженедельных заседаний.

Совместные усилия привели к созданию закона, который соответствует международным стандартам и учитывает все специфические особенности Казахстана, такие, как новые формы эксплуатации, появившиеся после пандемии COVID-19.

"Если, например, до 2019 года эксплуатация была в основном трудовая, сексуальная и попрошайничество, то после COVID-19, который дал свои определенные последствия в этой проблеме, у нас появился новый вид торговли людьми. Веб-каминг – это когда девушки оказывают услуги сексуального характера через интернет-сервис. Как раз в настоящий закон включили норму, что к ответственности также будут привлекаться эксплуататоры в сфере онлайн", – отмечает член общественного совета.

До подписания закона, в Казахстане было всего 2 статьи, связанные с торговлей людьми и несколько сопутствующих статей в Уголовном кодексе. У представителей гражданского общества были определенные сложности при возбуждении уголовных дел и квалификации статей, связанных с торговлей людьми, так как 128 статья УК РК не соответствует международным стандартам, что в свою очередь приводит к сложности предоставить доказательную базу для возбуждения уголовного дела.

"На основе проведенного анализа обращений в организацию, чаще всего жертвами трудовой эксплуатации становятся иностранцы - мигранты, приехавшие из других стран с целью трудоустройства. Это могут быть граждане Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и других стран. Мигранты зачастую, когда устраиваются на работу, договариваются обо всем в устном порядке. У них отсутствуют письменные трудовые договора, которые включали бы в себя полную информацию о правах и обязанностях работника и работодателя. Более того, из-за отсутствия письменных договоров, заработная плата также оговаривается устно, что в свою очередь может в последующем привести к сложности доказывания", – отмечает Шахноза Хасанова.

Эксперт рассказывает, что также часто работодателем отбираются документы работника обманным путем: работодатель забирает документы, мотивируя тем, что в последующем зарегистрирует в миграционной полиции, если работник является иностранным лицом. Применяя обман, шантаж, физическое и психологическое насилие, людей заставляют работать и эксплуатируют их в трудовой сфере.

"Доказать было очень сложно, так как имеется недостаточная доказательная база – в основном возбуждались дела по сопутствующим статьям "незаконное лишение свободы", "вовлечение в занятие проституцией", "организация или содержание притонов для занятия проституцией и сводничество". По итогам подписания нового закона, сейчас все сопутствующие статьи приравниваются к торговле людьми", – объясняет Шахноза Хасанова.

Кроме того, данный закон охватывает компетенции всех государственных органов в сфере профилактики торговли людьми. В нем детально прописаны компетенции министерств здравоохранения, образования, пограничной службы, прокуратуры, НПО и других структур, что способствует совместной работе над данной проблемой. В соответствии с законом, предусмотрено проведение профилактических мероприятий. Каждое ведомство обязано проводить превентивную работу в своей области, чтобы люди не попадали в руки преступных группировок и не становились жертвами.

Создание департамента по борьбе с организованной преступностью

Помимо разработки закона также был создан отдельный департамент по борьбе с организованной преступностью при Министерстве внутренних дел РК, который занимается выявлением и расследованием данных преступлений. На областных уровнях и в городах республиканского значения были созданы аналогичные управления, что уже привело к увеличению выявленных случаев торговли людьми.

В связи с этим, статистика выявления преступлений по торговле людьми увеличилась, так как пошла активная выявляемость со стороны органов внутренних дел. Ранее гражданские организации фиксировали больше таких преступлений, чем МВД, но теперь статистика со стороны правоохранительных органов превышает показатели НПО. Это свидетельствует о положительном влиянии закона, создании отдельного департамента и включении проблемы в указ президента о дальнейших мерах Казахстана в области прав человека.

"Мы как организация, работающая в области противодействия торговле людьми, ведем электронную базу данных. Фиксируем все обращения, анализируем виды торговли (сексуальная, трудовая и так далее) и составляем категории пострадавших, чтобы разрабатывать превентивные меры в соответствующих областях. Согласно статистике нашей организации, охватывающей 8 городов Казахстана, за восемь месяцев 2024 года мы приняли 141 обращение. В 2023 году было 175 обращений, в 2022 году — 193. Большинство пострадавших (70%) — это мужчины, попавшие в трудовую эксплуатацию", – делится статистикой Шахноза Хасанова.

Эксперт объясняет, что до принятия закона статистика обращений в НПО была выше, так как полиция действовала на основании заявлений, которые не все пострадавшие готовы были подавать. В 2023 году из 175 обращений были возбуждены только 11 уголовных дел, из которых судом были вынесены 3 приговора. Это связано с несколькими факторами, одними из которых является нежелание пострадавших писать заявления, изменением их отношения к работодателям в процессе разбирательства, долгими судебными процессами, психологическими последствиями, полученными пострадавшими, а также латентным характером преступления, что усложняло сбор доказательств.

"Если к нам поступают сообщения о том, что кого-то удерживают в рабстве, мы передаем информацию для проверки в правоохранительные органы и совместно выезжаем на место эксплуатации для экстренного реагирования и оказания помощи пострадавшим от торговли людьми. После создания отдельного департамента работа стала более активной. По инициативе МВД были созданы мобильные группы в каждом регионе для оперативного реагирования на случаи принудительного труда, даже в отдаленных районах. Эти группы, состоящие из представителей полиции, НПО, прокуратуры и инспекции труда, имеют право действовать без предупреждения, чтобы никто не знал о предстоящей операции по освобождению жертвы", – отмечает член общественного совета.

Общественные советы Казахстана уже сегодня демонстрируют свою значимость как механизм гражданского контроля и участия в законотворческом процессе. Их деятельность способствует созданию более открытого и эффективного государства, ориентированного на защиту прав и интересов граждан.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2154309-kakoe-vliyanie-imeyut-obshchestvennye-sovety-na-zakonotvorchestvo-v-kazahstane/