Жевательная резинка: о требованиях к маркировке знакомого продукта рассказали эксперты
Опубликовано:
Жевательная резинка давно стала частью повседневной жизни, ее можно встретить практически в каждом магазине. Этот продукт, появившийся еще в древние времена, эволюционировал от смол и древесных соков до современных составов. Сегодня жевательная резинка используется не только для освежения дыхания, но и как средство для поддержания гигиены полости рта, и ее место на полках магазинов трудно переоценить. Однако за привычностью этого продукта скрывается важный аспект — соответствие его маркировки законодательным требованиям. ОО "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" рассказывает подробнее об информации, которая должна находиться на упаковке продукта.
Объектом внимания представителя ОО "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" (ОО "МОО по ЗПП") стали жевательная резинка марки Bebeto и негазированный вишневый напиток, объемом 330 мл. В июле 2024 года методом тайного покупателя общественник купил в одном из магазинов города Семей данный пищевой продукт и, согласно договору о сотрудничестве, передал продукты на проверку в аккредитованную лабораторию филиала РГП на ПХВ комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан по Восточно-Казахстанской области. Лаборатория провела комплексную экспертизу товаров на соответствие требованиям безопасности и действующему законодательству Республики Казахстан, включая технические регламенты Таможенного союза.
Проверка была проведена в рамках социального проекта, направленного на защиту прав потребителей и обеспечение их права на качественную и безопасную продукцию. Результаты экспертизы выявили следующее: при том, что напиток соответствует ГОСТ и не содержит синтетических красителей, на его упаковке отсутствует знак ЕАС, подтверждающего соответствие требованиям технических регламентов, нет информации на государственном и русском языках о пищевой ценности продукта, не полностью указаны данные о производителе, отсутствует символ о предназначении упаковки для контакта с пищевой продукцией, гарантирующего безопасность использования упаковки для хранения пищевых продуктов.
Также несоответствия в маркировке выявлены и у жевательной резинки:
- Отсутствие наименования, состава и количества пищевой продукции, а также условий хранения и показателей пищевой ценности на государственном и русском языках.
- Отсутствует информация о производителе и его местонахождении на двух языках.
- Не нанесен знак ЕАС, подтверждающий соответствие товара требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и его безопасность, а также не указан цифровой код или буквенное обозначение материала, из которого изготовлена упаковка.
- Не указан символ о предназначении упаковки для контакта с пищевой продукцией.
Общественники заявляют, что в Казахстане использование казахского и русского языков в маркировке товаров зарубежного производства является не только требованием Закона, но и важным элементом обеспечения доступности и информированности для всех граждан страны. Двуязычие в маркировке помогает как носителям казахского, так и русского языка легко ориентироваться в составе и характеристиках продукта. Это важно не только с точки зрения соблюдения национальных стандартов, но и с точки зрения здоровья и безопасности потребителей. Отсутствие этих данных также затрудняет проверку качества и безопасности продукта.
"Маркировка — это один из важнейших элементов продукта, который должен обеспечивать покупателю доступ к полной и достоверной информации о товаре. Особенно в продуктах массового потребления, таких как жевательная резинка, наличие надлежащей маркировки помогает покупателям сделать осознанный выбор", — отмечает Алия Алибекова, эксперт в области защиты прав потребителей.
Согласно Закону РК "О защите прав потребителей", продавцы и производители обязаны предоставлять полную и достоверную информацию о реализуемых товарах. Отсутствие обязательных данных на маркировке является нарушением положений Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", что может повлечь наложение административной ответственности в соответствии с требованиями статьи 415 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, предусматривающей штрафы для субъектов торговли, рассказывают представители ОО "МОО по ЗПП".
"Потребитель имеет право знать, что он покупает. Недобросовестная маркировка не просто ущемляет это право, но и ставит под угрозу безопасность и здоровье покупателей", — подчеркивает эксперт-правозащитник Жанна Биятан.
ОО "МОО по ЗПП" напоминает, что защита прав потребителей — это важная часть обеспечения общественного здоровья. Каждый потребитель имеет право на получение безопасных и качественных товаров, а продавцы обязаны соблюдать все нормы и правила, чтобы не допускать на рынок продукцию с ненадлежащей маркировкой.
Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта — общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".
По возникшим вопросам по данному факту обращайтесь по телефону: 87054222739, либо в Instagram: OZPP.KZ.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2159689-zhevatelnaya-rezinka-o-trebovaniyah-k-markirovke-znakomogo-produkta-rasskazali-eksperty/