Top.Mail.Ru
Происшествия

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Права потребителей под угрозой: эксперты нашли нарушения в маркировке продуктов

Опубликовано:

Колбаса
Иллюстративное фото: pixabay.com

Эксперты общественного объединения "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" рассказали, как покупать продукты с умом, какие скрытые опасности несет в себе неправильная маркировка товаров.

Свежая публикация по теме:
Что даст Казахстану введение АЭС: мнение вице-министра энергетики

В последнее время в Казахстане участились случаи продажи пищевой продукции с нарушениями требований технических регламентов и стандартов. Подобные ситуации вызывают серьезные опасения у экспертов по защите прав потребителей. Они объяснят, в чем заключается опасность для покупателей и какие меры могут быть приняты в отношении недобросовестных предпринимателей.

Петропавловск не стал исключением в сфере продовольственной безопасности. ОО "МОО по ЗПП" сообщает, что в ходе комплексных исследований по всем требованиям безопасности пищевой продукции, проведенных в аккредитованной лаборатории, колбасы "Филейная" марки "Стародворские колбасы", купленной представителем общественного объединения в одном из магазинов Петропавловска, было выявлено несоответствие требованиям технического регламента Таможенного Союза (ТР ТС) ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".

Что скрывает маркировка продукции и как это влияет на права потребителей?

Колбаса "Филейная" от "Стародворских колбас" попала в центр внимания экспертов после исследований, выявивших серьезное нарушение. На упаковке отсутствуют ключевые данные, которые являются обязательными по требованиям ТР ТС. В частности, как отмечают общественники, в маркировке продукции не указан объем продукции (масса). Это затрудняет контроль за количеством и может ввести потребителей в заблуждение, потребители не могут быть уверены в точном весе продукта, что может повлиять на их финансовые затраты. В случаях отсутствия таких данных возможно преднамеренное искажение недобросовестным продавцом информации о весе (массе) реализуемого потребителю товара в сторону его необоснованного увеличения путем совершения манипуляций с весами и другими контрольно-измерительными приборами, т.е. возникает возможность обмана потребителя.

Эксперты рассказывают, что Законом РК "О защите прав потребителей" установлена обязанность продавца (изготовителя) по предоставлению полной, достоверной и своевременной информации о товаре, в том числе о величине массы (нетто), объеме и количестве товара. Вместе с тем потребитель во время совершения покупки имеет право не только на проверку качества, но и на проверку веса (объема) приобретаемого товара

В случаях возникновения сомнения у потребителя в весе товара продавец (изготовитель) обязан предоставлять возможность самостоятельно проверить указанные характеристики при помощи средств измерений, допущенных к применению на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обеспечении единства измерений, добавляют общественники.

Необходимость соблюдения этих требований обусловлены заботой о потребителях и возможностью обеспечения их защиты в случае возникновения проблем при покупке товаров.

Закон и ответственность: что грозит за нарушение?

"Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" обращает внимание, что в соответствии с законодательством Республики Казахстан реализация продукции, не соответствующей установленным требованиям, является серьезным нарушением. Согласно Кодексу об административных правонарушениях РК, ответственность за реализацию товаров с нарушениями может включать:

  • Штрафы для субъектов предпринимательства.
  • Приостановление деятельности в случае повторных нарушений.
  • Обязанность изъять продукцию из продажи.
Колбаса "Филейная"
Фото: Биятан Жанна

Общественная организация направила результаты и материалы исследований в компетентные органы для принятия соответствующих мер, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.

Технические регламенты Евразийского экономического союза (ранее Таможенный Союз), в частности ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", требуют, чтобы маркировка содержала всю необходимую информацию о продукции на государственном и русском языках. Нарушение этих норм подвергает опасности не только здоровье людей, но и репутацию компаний-производителей, объясняют правозащитники.

Алия Алибекова — эксперт в области защиты прав потребителей комментирует данный вопрос так:

"Нарушения, связанные с отсутствием ключевых данных на упаковке, являются серьезным сигналом о недостаточной ответственности со стороны производителя и продавца. Потребители должны быть уверены, что продукты, которые они покупают, безопасны и соответствуют всем требованиям. Мы должны требовать от производителей и продавцов строгого соблюдения всех норм и стандартов, чтобы избежать рисков для здоровья наших граждан".

Вот несколько рекомендаций для потребителей от эксперта-правозащитника:

  1. Проверяйте упаковку на наличие всей необходимой информации, особенно данных о потребительских свойствах товара, сроках его годности, условиях хранения, массе и т.п.
  2. Не стесняйтесь задавать вопросы продавцам и проверять качество продукции перед покупкой.
  3. Требуйте не только фискальный, кассовый и/или товарный чек, но и сертификат/декларацию о соответствии продукции. Потребителям доступен информационный ресурс единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии ЕАЭС для самостоятельного просмотра наличия декларации о соответствии продукции, а также казахстанский реестр.
  4. Сообщайте о нарушениях в соответствующие контролирующие органы для предотвращения распространения небезопасных товаров.

Заключение: что делать?

Потребители должны быть внимательными и осведомленными, а предприниматели обязаны соблюдать все требования законодательства для обеспечения безопасности и доверия со стороны клиентов. Придерживаясь данных рекомендаций, мы сможем создать более безопасное потребительское окружение и минимизировать риски для здоровья, заявляют представители ОО "МОО по ЗПП".

Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта — общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".

Распространяемая ОО "МОО по ЗПП" информация о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иная информация не является рекламой и способствует реализации прав и законных интересов потребителей.

Для обращений по аналогичным фактам казахстанцы могут обратиться по ссылке в Instagram — OZPP.KZ, либо по телефону: 87054222739.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/2161890-prava-potrebiteley-pod-ugrozoy-eksperty-nashli-narusheniya-v-markirovke-produktov/