Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как "Братья-мусульмане" повлияли на политизацию ислама

Опубликовано:

Влияние
Изображение: depositphotos.com

Об основных этапах становления запрещенной в нашей стране организации и применяемых ее членам методах борьбы рассказывает корреспондент NUR.KZ.

Движение "Братья-мусульмане", в Казахстане входящее в список запрещенных экстремистских и террористических организаций, было основано в египетском городе Исмаилия в 1928 году. В то время объединение еще не относилось официальными властями к числу опасных, не говоря уже о радикализме.

Общество "Братья мусульмане" основал 22-летний школьный учитель Хасан аль-Банна. Ключевая цель, которую на тот момент ставили перед собой аль-Банна и его немногочисленные сторонники, заключалась в обучении населения принципам так называемого "первоначального" ислама. Кроме того, "Братья-мусульмане" выступали с резкой критикой западного образа жизни и осуждали мусульман, которые, по их мнению, отошли от истинной веры.

По своим убеждениям тогдашние члены общества были очень близки к так называемым "салафитам", что отмечается во взглядах и современных последователей "Братьев", которые вдобавок отличаются радикализмом. Хасан аль-Банна обозначал ключевую концепцию организации следующим образом: "Аллах — наш идеал. Пророк — наш вождь. Коран — наша конституция".

Новое общество очень быстро набрало популярность среди египтян. К началу 40-х годов членство в организации имело около 60 тысяч человек, а после окончания Второй мировой войны официальными сторонниками "Братьев" считали себя до полумиллиона египтян. Сюда также стоит добавить огромное количество людей, которые симпатизировали движению.

Очень скоро "Братья-мусульмане" перестали ограничиваться лишь просветительской деятельностью, став важной частью социально-политической жизни Египта. У организации появились собственные школы, больницы, фабрики и даже мечети.

Политизация постепенно стала неотъемлемым признаком набравших популярность "Братьев-мусульман". В 1948 году сторонники общества совершили покушение на действующего премьер-министра Египта Махмуда аль-Накраши, в результате которого тот был убит. Несколькими неделями ранее премьер, обеспокоенный радикализацией "Братьев", инициировал объявление их деятельности вне закона. Таким образом, движение отомстило аль-Накраши. Буквально через пару месяцев был убит лидер "Братьев-мусульман" аль-Банна.

После смерти основателя объединения на первый план вышла фигура египетского писателя Сейида Кутба, ставшего главным идеологом "Братьев". Он небезосновательно считается одним из основоположников исламистской идеологии. Кутб, в отличие от Хасана аль-Банна, отличался более радикальными взглядами, придерживаясь курса на насильственный джихад. В 1966 году Кутба признали виновным в организации покушения на убийство президента Гамаля Абделя Насера и казнили.

Движение последовательно усиливало свое влияние за пределами Египта. После 50-х годов XX века сторонников "Братьев-мусульман" можно было найти практически в любой стране Ближнего Востока. Одно из наиболее известных детищ "Братьев" — военно-политическая организация ХАМАС, которая была создана в 1987 году как подразделение мощного египетского объединения.

В Египте "Братья-мусульмане", несмотря на периодические расколы внутри сообщества, также активно укрепляли свои позиции. Используя лазейки в законодательстве страны, они выдвигали своих кандидатов на парламентских выборах. Таким образом они пытались создать лобби для продвижения своих идей, которые во многом не разделяли официальные власти. В 2013 году "Братья-мусульмане" были признаны в Египте террористической организацией.

За время своего существования члены "Братьев" совершили огромное количество преступлений, в том числе терактов и убийств. Одна из последних крупных акций жестокости, ответственность за которую взяли на себя "Братья-мусульмане, — теракт 2011 года в Дамаске. Тогда погибли 44 человека, еще 160 получили различные ранения.

*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2180694-kak-bratya-musulmane-povliyali-na-politizaciyu-islama/