Правозащитники рассказали о важных правилах при выборе ливерной колбасы
Опубликовано:
Представители ОО "Мангистауское общество по защите прав потребителей" рассказали о важных правилах для казахстанских потребителей при выборе ливерной колбасы.
Ливерная колбаса – это особый сорт колбасных изделий из фарша, продукт универсальный, достаточно бюджетный. Ее едят в основном в охлажденном состоянии, но при находчивости хозяйки могут приготовить из него массу вкусных и питательных блюд.
Этот вид колбасы не очень популярен, однако у нее есть свои почитатели, которые любят ее за оригинальный вкус и необычный состав. Сырье, используемое для приготовления ливерной колбасы, это ливер, то есть внутренности сельскохозяйственных животных и птиц. К ливеру относятся печень, сердце, желудок, легкие и тому подобное. Также в состав входят образующие желе компоненты: уши, губы, шкурки, сухожилия. Вязкий бульон, в котором долго варят ливер, насыщен коллагеном, который является необычайно полезным для костей и суставов. Весь набор ингредиентов, который используется при изготовлении ливерной колбасы, должен полностью отражаться в составе изделия и указан в маркировке.
При содействии общественников в лабораторию Республиканского государственного предприятия "Центр санитарно-эпидемиологической экспертизы" при медицинском центре Управления делами Президента Республики Казахстан на праве хозяйственного ведения" попал образец продукции, купленный в Петропавловске, "Колбаса ливерная, охлажденная" (производитель "ИП Тужикова Е.Н.", Россия).
"При ее исследовании на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" установлено, что на этикетке ливерной колбасы производитель "забыл" указать объем (вес) продукции, а также нанес маркировку только на русском языке", – проинформировала представитель общественного объединения "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" Жанна Биятан.
Требование о нанесении маркировки пищевой продукции на государственном и русском языках установлено не только ТР ТС 022/2011, но и казахстанскими НПА. В частности Законом РК "О языках в Республике Казахстан" установлено, что товарные ярлыки (этикетки) со специальными сведениями, маркировки, инструкции к товарам, производимым в Казахстане, должны содержать необходимую информацию на государственном и русском языках. Товарные ярлыки (этикетки) со специальными сведениями, маркировки, инструкции к товарам зарубежного производства обеспечиваются переводом на государственный и русский языки за счет средств импортирующих организаций. Также согласно Закону РК "О защите прав потребителей" информация о товаре в обязательном порядке доводится до сведения потребителя на казахском и русском языках в документации, прилагаемой к товару, на потребительской таре, этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. В случаях если информация предоставлена на одном языке либо на иностранном языке, то она считается непредставленной, добавила Жанна Биятан.
По словам правозащитников, кроме того, как показывают результаты исследований, в составе ливерной колбасы найден ген курицы, хотя изготовитель не указал в качестве ингредиентов наличие мяса или внутренностей птицы. Как отмечено в протоколе №837/577 от 24 сентября 2024 года в пищевом продукте, купленном в городе Петропавловск, "Колбаса ливерная, охлажденная" (производитель "ИП Тужикова Е.Н.", Россия, дата выработки - 11 сентября 2024 года, срок годности - 11 октября 2024 года).
"В отношении целевого компонента, материал, являющийся производным в образце ДНК курицы – обнаружено. Специалистами лаборатории сырьевой состав данного продукта определялся молекулярно-генетическим методом с использованием теста "DN Animal Ident Chicken", – добавила представитель общественного объединения.
Последствия для предпринимателей
Для предпринимателей, занимающихся реализацией таких продуктов, выявленные нарушения несут не только репутационные риски, но и финансовые и юридические последствия. Согласно законодательству Республики Казахстан за несоблюдение требований технических регламентов о безопасности пищевой продукции предусмотрены штрафы и другие санкции. Нарушение норм может привести к изъятию продукции из оборота и приостановлению деятельности. Вдобавок, потеря доверия потребителей может нанести серьезный ущерб бизнесу и повлиять на его устойчивость на рынке.
Предприниматели должны строго соблюдать стандарты маркировки, чтобы избежать негативных последствий и поддерживать доверие со стороны своих клиентов. Изготовитель при выпуске в обращение продукции должен обеспечить наличие полной, необходимой, однозначно понимаемой и достоверной информацией о ней, исключающей ввод в заблуждение потребителей относительно состава, свойств, назначения, а также других сведений прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность продукции и обеспечивающих возможность их правильного выбора.
Что нужно знать потребителям, при продаже им товаров небезопасного и ненадлежащего качества
В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан продавец (изготовитель) несет ответственность за качество и безопасность товара, который он реализует потребителям. Если товар оказывается небезопасным и ненадлежащего качества, потребитель вправе обратиться к продавцу (изготовителю) с требованием обмена или возврата товара, а также требовать возмещения убытков, причиненных ему из-за покупки данного товара.
Под ненадлежащим качеством товара понимается товар, который не соответствует условиям договора купли-продажи, не обладает свойствами, необходимыми для его использования в соответствии с назначением или не соответствует общепринятым требованиям и стандартам.
Под небезопасным товаром понимается товар, не имеющий документов производителя (поставщика), подтверждающих ее прослеживаемость, а также без документов подтверждения и (или) оценки соответствия согласно требованиям, установленным техническими регламентами и нормативными правовыми актами. Пищевая продукция с неустановленным или истекшим сроком годности, а также фальсифицированная продукция также является небезопасным товаром.
Куда можно подать обращение о нарушении потребительских прав
Самым удобным на сегодняшний день сервисом по защите прав потребителей можно назвать портал eOtinish.kz, через который можно легко направить жалобу в уполномоченный государственный орган.
Также можно обратиться за защитой в общественные организации по защите прав потребителей, которые ведут активную работу по решению проблем потребителей.
Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта – общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".
По вопросам, возникшим по аналогичным фактам, обращайтесь Instagram - OZPP.KZ, либо по телефону 8 705 422 27 39.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2182859-pravozashchitniki-rasskazali-o-vazhnyh-pravilah-pri-vybore-livernoy-kolbasy/