Маркировка парфюмерно-косметической продукции: о правилах, которые важно соблюдать потребителю, рассказали эксперты
Опубликовано:
Представители ОО "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" поделились важными правилами для казахстанских потребителей при выборе парфюмерно-косметической продукции.
В июне 2024 года правозащитник общественного объединения "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" (ОО "МОО по ЗПП"), методом тайного покупателя, приобрел дезодорант в одной из торговых точек города Қонаев. После покупки товар был передан в аккредитованную лабораторию филиала РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы" Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения РК по городу Алматы для проведения комплексной экспертизы на соответствие требованиям безопасности и маркировки, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции".
По словам правозащитников, результаты оказались далеко не идеальными. Экспертиза показала, что на товаре отсутствовали обязательные данные на казахском и русском языках: не указаны – наименование продукции, назначение, объем, состав, способ применения, дата изготовления, срок годности, страна-изготовитель, а также информация о производителе и импортере. К тому же на товаре не было знака ЕАС, подтверждающего соответствие продукции требованиям безопасности, и цифрового кода материала упаковки.
Маркировка — это не просто набор слов и символов, а важный инструмент информирования потребителя о свойствах и безопасности продукции. Особенно, когда речь идет о парфюмерно-косметических товарах, которые непосредственно контактируют с кожей и могут содержать различные химические вещества. Если же на упаковке отсутствуют важные сведения, потребитель оказывается в ситуации, когда он вынужден принимать решение практически вслепую, что может привести к нежелательным последствиям, отметили правозащитники.
Согласно Закону Республики Казахстан "О языках в Республике Казахстан", товарные ярлыки и инструкции к зарубежной продукции должны быть переведены на государственный и русский языки. Перевод на оба языка — это обязанность импортирующей компании, и ответственность за соблюдение этого требования лежит на них.
"Это требование направлено на защиту прав потребителей и обеспечение доступной информации для всех граждан страны. Нередко недобросовестные продавцы и поставщики пренебрегают требованиями маркировки, пытаясь сэкономить. Тем не менее, стоит ли такая экономия риска? Ведь речь идет о защите здоровья людей и репутации компании", - говорят правозащитники.
По словам общественников, расходы на сертификацию могут показаться ощутимыми, но пренебрежение этими обязательствами может обойтись гораздо дороже. Продукция с несоответствующей маркировкой или без необходимых документов может быть изъята с рынка, а на компанию наложены штрафы. Главная потеря — это доверие потребителей. Однажды утраченная репутация не так легко восстанавливается, а постоянные клиенты — самый ценный актив любого бизнеса.
Алия Алибекова, эксперт-правозащитник, напоминает:
"Ответственность за правильное оформление маркировки лежит на плечах производителей и импортеров. Недочеты, как в случае с дезодорантом, — это серьезный сигнал для всех участников рынка. Импортерам и продавцам необходимо понимать, что доверие потребителей строится на соблюдении всех требований, а не только на предоставлении красивой упаковки и привлекательной цены".
Чтобы избежать покупки товара без необходимой информации, правозащитники советуют:
- Внимательно изучайте маркировку. Убедитесь, что на товаре указаны все необходимые данные на понятном вам языке;
- При отсутствии маркировки на государственном и русском языках уточните у продавца, есть ли у товара подтверждающие документы, такие как декларация о соответствии. Если продавец не может предоставить такую информацию, лучше отказаться от покупки.
*В Казахстане существует единый реестр сертифицированных товаров, куда заносятся данные о каждом продукте, прошедшем проверку, так же существует единый реестр Евразийской экономической комиссии;
- Избегайте слишком дешевой продукции. Нередко низкая цена может указывать на отсутствие должного контроля качества и несоответствие требованиям безопасности;
- Сообщайте о нарушениях в организации по защите прав потребителей или в уполномоченные органы. Ваша активная позиция может помочь сделать рынок безопаснее и заставить продавцов более ответственно подходить к реализации продукции.
"Помните, что, соблюдение требований маркировки — это не просто формальный набор условий на бумаге. Это защита вашего здоровья и возможность сделать осознанный и безопасный выбор. Безопасность должна стоять на первом месте, особенно, если речь идет о товарах, которые мы используем ежедневно и которые могут влиять на наше самочувствие", - советует Алия Алибекова.
Данный материал подготовлен исполнителем социального проекта – общественным объединением "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".
При возникновения вопросов по аналогичным фактам, вы можете обратиться по ссылке в Instagram - OZPP.KZ, либо по телефону 8 705 422 27 39.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2184971-markirovka-parfyumerno-kosmeticheskoy-produkcii-o-pravilah-kotorye-vazhno-soblyudat-potrebitelyu-rasskazali-eksperty/