Дети-визуалы и техническая революция: на что делают акцент при разработке учебников в крупнейшем издательстве Казахстана
Опубликовано:
Издательство "Алматыкітап" — одно из ведущих в Казахстане. Компания на протяжении 25 лет занимается разработкой и выпуском различной литературы, справочников и школьных учебников. Как они разрабатываются и внедряются на практике, читайте в материале корреспондента NUR.KZ.
В читальном зале Дома книги имени Ыбырая в Астане состоялась встреча с авторами учебников и практикующими учителями. Они рассказали о том, как разрабатываются и используются учебники издательства "Алматыкітап баспасы". Ведь от их качества зависит уровень знаний детей и, в конечном итоге, их будущее.
"Сегодняшняя встреча посвящена работе издательства в части подготовки, разработки учебников для школ и дошкольной системы образования. Всего у нас около 300 авторов со всех регионов страны. Например, Роман Кадыркулов – первый автор, который на казахском языке написал учебник "Информатики". До этого писали на русском языке и потом переводили на казахский. Сейчас 70% школьников занимаются по его учебникам. Мы пригласили автора учебника по "Математике" Асель Акпаеву. Вся начальная Казахстана занимается по ее учебникам. Мы пригласили Руслана Каратабанова – он не только автор учебника по "Географии", а также автор учебных программ и стандартов. Мы хотели, чтобы вы увидели наших авторов, поняли их личность, их взгляды и цели", - отметила президент издательства "Алматыкiтап баспасы" Гаухар Саймасаева.
По ее данным, сегодня "Алматыкiтап баспасы" входит в тройку лидеров на рынке производства учебников. В первые годы после основания в 1999 году, издательство осуществляло выпуск литературы, связанной с историей и культурой Казахстана, а также пособий для дошкольного образования. С 2007 года издательство начало заниматься выпуском учебников для начальной школы и последние 6-7 лет – для 5-11-х классов.
"Мы разрабатываем не только печатные учебники, но электронные. Они доступны на платформе TopIQ.kz. Саму платформу можно скачать в Play Маrket. В ней можно работать при дистанционном обучении и обучении детей на дому", - добавила она.
Сама разработка учебника представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Каждый из них преследуют лишь одну задачу – обеспечить высокое качество выпускаемых материалов. В него привлекаются в обязательном порядке специалист-предметник, имеющий научную степень и большой практический педагогический опыт, учитель-практик и учитель-методист. В основе же лежат разработанная Казахской академией образования учебные программы.
"Наши методисты и редакторы составляют концепцию учебника. Далее она утверждается на совете издательства. Исходя из этой концепции, мы уже разрабатываем учебник. Некоторые учебники разрабатываются, к слову, до года, так как наши авторы работают на своей основной работе и учебники пишут уже в свободное время, на выходных, в праздничные дни. Это связано с тем, что у нас еще нет понятия "творческий отпуск на время составления учебника", - делится Гаухар Саймасаева.
Далее учебник проходит внутреннюю экспертизу в издательстве. После этого предоставляется в Научно-практический центр экспертизы содержания образования. Там проходит еще три экспертизы. Если учебник новый, то он проходит в течение четверти еще и апробацию в 30 пилотных школах во всех регионах страны.
"Только после этого созывается предметная комиссия, в которую входит в некоторых случаях до 100 учителей. Если они поддержат, составляется список Научно-практический центром экспертизы содержания образования и она предоставляется в Министерство просвещения РК. Окончательное решение, на основе этого списка, принимает министерство", - рассказала вице-президент издательства "Алматыкiтап баспасы".
Методист начальных классов издательства "Алматыкiтап баспасы", автор учебника "Қазақ тілі" для 2-го класса Фарида Лекерова в свою очередь отметила, что сейчас при разработке учебников нужно учитывать развитие технологий и современные тенденции, а также тот факт, что нынешние дети в основном "визуалы", то есть воспринимают информацию зрительно. Этим и объясняется наличие в учебниках большого количества иллюстраций, схем и графических моделей. В каждом учебнике есть еще и диск с аудиоматериалами.
"Изменились требования к детям. Если раньше, чтобы получить "5" достаточно было той информации, что была предоставлена в учебнике. Ребенок ее читал и пересказывал и получал хорошую оценку, то сейчас поощряется самостоятельный поиск ребенком дополнительной информации, его позиция по той или иной ситуации, которая поднимается в учебнике", - говорит она.
В свою очередь, автор учебника "Математика" для 1-4-х классов, кандидат педагогических наук, доцент Асель Акпаева отметила, что, например, в учебнике по математике для 4-го класса включены задания на функциональную грамотность, отвечающие требованиям TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования у школьников.
"С момента обретения независимости менялись программы, получались новые учебники. Но это жизнь диктует, что надо меняться, надо все время совершенствовать учебники", - сказала она, отвечая на вопрос, почему часто переиздаются учебники.
Ее поддержал Руслан Каратабанов.
"Раньше мы жили в индустриальной эпоху, и тогда мир наш был очень стабильный и один и тот же завод функционировал очень большое количество лет. Потом наступила постиндустриальная эпоха и примерно с 2000-х годов мы вступили в эпоху "Индустрии 4.0" – цифровые технологии, компьютер массово проникли в нашу жизнь. Но сами компьютерные решения и разработки являются очень скоропортящимся товаром - сегодня эта программа работает, завтра ее сменяют другой. Все эволюционирует. И наш ребенок, наш выпускник, окончив школу, будет вынужден жить в условиях, когда каждые 2-3 года нужно будет чему-то переучиваться, даже в рамках своей специальности. Поэтому программы, которые содержали контент для устойчивого мира до 90-х годов ХХ века, сейчас не могут эффективно работать – их нужно разбавлять теми навыками, которые нужны и на рынке труда и в жизни, поэтому программа все время совершенствуется. Переиздание учебников закономерное явление - если раньше период составлял 20 лет, то сейчас информация обновляется с бешенной скоростью", - сказал он.
Своим видением поделились и практикующие учителя, те, кто в школах работает с учебниками "Алматыкiтап баспасы". Учитель начальных классов школы-лицея №62 Астаны Жанар Салкимбаева работает в школе с 1991 года. Педагогический стаж составляет 33 года.
"Я работала и по советским учебникам и работала с учебниками различных издательств, в 2018 году по электронном учебникам на платформе Opiq.kz и в 2020 году вошла в экспериментальную TopIQ.kz. У меня в этом году 1-й класс. Моим детям интересно заниматься по этим электронным учебникам. Они выходят к интерактивной доске, перемещают слова, вставляют буквы, переписывают. Благодаря этому они запоминают, как они пишутся. У меня дети все очень грамотные. Им правила даются легко. По математике ребенку дается алгоритм, пояснения как решать те или иные задачи. Логические задачи тоже очень важны. Дети с 2010 года имеют большую, неразрывную связь с интернетом и гаждетами, им очень интересны электронные учебники. Но тут преимущество еще и в том, что они могут загрузить все на планшет и рюкзак будет легче. Аудиоматериалов очень много, то есть они могут прослушать, просмотреть видео, прочитать и все это запоминается лучше. Учебники также учат искать дополнительную информацию по той или иной теме. Они должны это уметь. Пойдут завтра в вуз и там им этот навык самостоятельного поиска информации очень пригодится. С удовольствием использую эти учебники", - отметила она.
*На правах PR