Динара Еркенқызы: Мастерство и успех приходят, когда ребенок чувствует внутреннюю свободу и радость от процесса обучения
Опубликовано:
Эксперт в сфере образования за рубежом Динара Еркенқызы поделилась опытом подготовки студентов и рассказала о барьерах, которые мешают достигать успехов в учебе.
Современная образовательная система требует от студентов не только академических знаний, но и глубокого понимания культурных особенностей стран, где они хотят учиться. Для многих студентов из постсоветских стран столкновение с западными правилами обучения становится настоящим испытанием, а порой и причиной неудач. Динара Еркенқызы, основатель и директор образовательного центра Boston School Almaty, хорошо понимает эти проблемы и помогает преодолевать ментальные и культурные барьеры на пути к международному образованию.
Как рассказала Динара, она является одним из топовых специалистов Казахстана по подготовке студентов к поступлению в зарубежные вузы. Это подтверждается результатом — 100% ее учеников успешно сдают экзамены IELTS, SAT, GRE и TOEFL, попадая в ведущие мировые вузы. Она разработала уникальные методики, помогая студентам овладеть навыками критического мышления, что особенно ценится в западных университетах. Личный опыт преподавания Динары Еркенқызы, подтвержденный международной сертификацией CELTA, позволил ей внедрить передовые методики в образовательный процесс в Казахстане.
— Динара, есть мнение, что постсоветский менталитет часто мешает нашим студентам за границей, правда ли это?
— К сожалению, да. Наши студенты привыкли заучивать материалы и делать акцент на красивом почерке, но им сложно быстро принимать решения, выступать на публике и участвовать в дебатах. Наша система образования не поощряет развития самостоятельности, из-за этого возникает разница в восприятии образовательного процесса. Если где-то в СНГ основой успеха считаются академические знания и зубрежка, то в США или Европе успех измеряется не только оценками, но и активным участием в проектах, общественной жизни вуза, волонтерстве.
Наши ребята часто не готовы к многозадачному подходу и могут психологически сломаться. Я работала со многими студентами, поступившими в зарубежные вузы, и точно знаю о проблемах, с которыми они сталкиваются. Благодаря методике CELTA и своим авторским методикам, я помогаю им не только улучшить знание языка и подготовиться к поступлению, но и устранить ментальные барьеры, развиваю их критическое мышление.
— У вас был студент, которого отчислили из топового британского вуза, но с вашей помощью он все равно завершил обучение, да еще и в рекордные сроки. Как это удалось?
— Студент программы Foundation бизнес-школы был исключен и отправлен домой в Алматы за драку в школе, что является недопустимым в Англии. Та самая разница в менталитете — у нас бы за драку максимум отругали. Когда он вернулся, я проводила с ним индивидуальные занятия. За короткий срок мы прошли годовую программу Foundation с такими предметами, как финансы, менеджмент, финучет и бизнес на английском языке.
Экзамены в рамках этой программы выявляют способность применять знания в жизни, поэтому мы работали по методологии, нацеленной на решение практических задач. И уделяли внимание его самооценке и эмоциональному состоянию — поддержка преподавателя и формирование уверенности в себе сыграли важную роль в подготовке, он сдал экзамены и успешно окончил программу.
— В постсоветских странах помощь на экзаменах считается нормой, но на Западе это строго запрещено. Вы подготовили к экзаменам за границей сотни студентов, как объясняете им эту разницу?
— Плагиат и академическая нечестность — серьезные нарушения в западных вузах, они могут привести к отчислению. Были случаи, когда студентов в США отчисляли за помощь друг другу на экзаменах, а повторное нарушение могло привести к депортации. Нарушения академической этики могут сильно повлиять на карьеру, понимание этого жизненно важно для успешного обучения за границей. Именно это я и довожу до студентов.
— Вы несколько лет преподаете в одном из престижных вузов Казахстана, используя лучшие западные методики. И видите контрасты, которые многим незаметны. Какие культурные различия считаете значимыми?
— Я строгий преподаватель и уверена, что студенты должны сдавать работы в установленные сроки, а несоблюдение расписания ведет к серьезным последствиям вплоть до отчисления. В казахстанских вузах часто вижу, как студенты пропускают занятия, а перед сессией просят пересдачу, что негативно влияет на успеваемость и общий уровень образования. На Западе такого нет — преподаватели оценивают работы по ID, учебный процесс регламентирован и объективен. Строгое отношение к дисциплине является одним из главных отличий для западной системы образования.
— В своей работе вы придерживаетесь принципа, что преподаватель должен быть не просто учителем, а ментором для учеников. Как это сказывается на образовательном процессе?
— Такой подход сильно повышает эффективность обучения. Это подтверждается практикой — недавно палата предпринимателей "Атамекен" пригласила меня с учениками на международную конференцию, где мы переводили речь бизнесменов из Гонконга. Этот опыт помог ученикам не только укрепить языковые навыки, но и лучше понять международную деловую культуру, развить уверенность в себе, навыки межкультурной коммуникации. Для меня это стало точной оценкой знаний учеников: если они способны переводить бизнесменов, значит, их уровень владения языком действительно высок.
— Вы опубликовали научную статью о методах обучения талантливых детей и детей с особыми потребностями. Какая роль при обучении отводится преподавателю, а какая — родителям?
— Родитель — главный наставник в жизни ребенка, тот, на кого он ориентируется. Воспитание — это, помимо контроля, поддержка и возможность для ребенка реализовать потенциал. Мы должны воспитывать детей, готовых к жизни в глобальном мире, где успех требует гибкости, лидерских качеств и креативного мышления.
Педагог может подготовить ученика к сдаче самых сложных экзаменов, но экзамены оценивают лишь академические знания. Они не могут охватить все качества ребенка, не видят глубины личности, творческих и моральных качеств. Именно родители должны развивать эти качества, помогая ребенку находить радость в учебе, быть стрессоустойчивым и уверенным в себе.
Настоящее мастерство и успех приходят, когда ребенок чувствует внутреннюю свободу и радость от процесса обучения. Как мать и педагог, я убеждена, что каждый ребенок уникален и талантлив по-своему. И наша задача — родителей и учителей — помочь им раскрыться.