Эксперты поделились советами для казахстанцев при выборе продуктов питания
Опубликовано:
Сегодня забота о здоровье казахстанцев тесно связана с качеством и безопасностью продуктов на прилавках магазинов. О важных нюансах при выборе полезной и безопасной продукции рассказали представители ОО "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей".
В стране при поддержке уполномоченных органов проводятся тщательные проверки продуктов питания, цель которых — гарантировать, что все, что попадает на стол потребителей, соответствует нормам безопасности. В рамках таких мероприятий активисты ОО "Мангистауское общество по защите прав потребителей", с июня по октябрь 2024 года, провели серию проверок, приобретая продукты методом тайного покупателя и направляя их в аккредитованные лаборатории для оценки на соответствие государственным стандартам.
Один из продуктов, подвергнутых такой проверке, — соевый соус премиум-класса "Susami", произведенный в России и купленный в октябре одном из магазинов Уральска.
Как рассказали правозащитники, по результатам экспертизы соус нельзя назвать полностью безопасным продуктом, так как экспертиза выявила важные недостатки в маркировке продукта: на упаковке не указаны данные о наличии компонентов, полученных с применением ГМО, и отсутствует перевод на государственный язык, что является требованием законодательства Казахстана.
Алия Алибекова, эксперт-правозащитник, поясняет:
"Потребители имеют право на полную информацию о продукте. Ведь даже при отсутствии в продукте опасных компонентов, неизвестность в составе, особенно касающаяся ГМО-компонентов, может вызвать вопросы. Полная маркировка помогает потребителям делать более осознанный выбор и быть уверенными в том, что продукт безопасен, а производитель открыт и честен".
Этикетка — это своеобразный договор между производителем и покупателем.
"Читая этикетку, мы должны видеть не только состав, но и рекомендации по употреблению. Особенно это важно для продуктов с добавками, которые могут не подходить определенным группам людей. Полная маркировка также позволяет потребителям с особыми требованиями, такими как аллергии или предпочтения в пище, избежать неприятных последствий", - добавили правозащитники.
Проверка методом тайного покупателя помогает увидеть товар в реальных условиях и избежать предвзятости. Продукты приобретаются в торговых точках в условиях, аналогичных стандартной розничной продаже. Затем, они отправляются на проверку в аккредитованные лаборатории, где анализируются на наличие токсинов, микробов и соответствие санитарным нормам. Это дает потребителям уверенность, что купленный товар безопасен для их здоровья, считают эксперты-правозащитники.
"Работа активистов и проверяющих лабораторий позволяет отслеживать рынок и своевременно выявлять недостатки, — отмечает Алия Алибекова. — Поддержка государства также важна, ведь она позволяет общественным организациям проводить эти исследования, расширяя спектр проверок и делая их более доступными для широкого круга товаров".
Для тех, кто хочет убедиться в безопасности продуктов, эксперт Алия Алибекова рекомендует обращать внимание на следующие моменты при выборе продуктов:
- Состав. Ищите информацию об ингредиентах и добавках, особенно, если вы склонны к аллергиям;
- Герметичность упаковки. Если упаковка повреждена, это повод отказаться от покупки;
- Дата изготовления и условия хранения. Это важно для продуктов с коротким сроком годности, таких, как соусы;
- Перевод и полная информация. Если перевод на государственный язык отсутствует, вы вправе обратиться к продавцу и уточнить всю необходимую информацию.
Как сообщили правозащитники, каждый потребитель может самостоятельно запросить сертификаты на продукты, представленные в магазине. Это не только право потребителя, но и обязанность продавца — предоставить подтверждение безопасности продукции. Особенно это важно для товаров, у которых состав сложный, а маркировка вызывает сомнения.
"Проверка качества продукции — это не просто однократная акция. Она призвана формировать долгосрочный подход к контролю безопасности и поддержанию высоких стандартов. Проводимые в 2024 году проверки — лишь начало долгого пути к улучшению качества потребительского рынка Казахстана. Важно помнить, что наши покупки — это не только выбор того, что окажется на нашем столе. Это и поддержка тех производителей, которые соблюдают требования и заботятся о качестве своей продукции. В конечном счете, стремление к безопасной и качественной еде — это стремление к здоровью и благополучию каждой семьи. Помните, как потребители, мы имеем право и возможность задавать вопросы о продуктах, которые мы покупаем, и ожидать от производителей и продавцов уважения к этим правам", - заключили правозащитники.
ОО "МОО по ЗПП", подготовившее данный материал, подчеркивает, что здоровье нации, начинается с простых покупок, сделанных с вниманием и ответственностью.
При возникновении вопросов по данному обзору, обращайтесь по телефону "горячей линии" Департамента торговли и защиты прав потребителей по ЗКО - 8 (7112) 500 044, в аккаунт общественной организации в Instagram - OZPP.KZ, либо по телефону 8 705 422 27 39.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2187585-eksperty-podelilis-sovetami-dlya-kazahstancev-pri-vybore-produktov-pitaniya/