Эксперты поделились советами, как выбрать качественные рыбные консервы
Опубликовано:
Представители ОО "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" поделились рекомендациями по выбору качественных рыбных консервов.
Здоровье нации — это не только доступ к медицинским услугам, но и качество продуктов питания, которые каждый день попадают на столы казахстанцев. В последние годы Казахстан уделяет особое внимание безопасности продуктов питания, поскольку это один из ключевых элементов национальной программы по улучшению качества жизни.
Одним из часто потребляемых продуктов являются рыбные консервы, которые стали привычным элементом рационов жителей, особенно в регионах, где рыба в свежем виде доступна не всегда. Согласно данным официального сайта Бюро национальной статистики, казахстанцы во втором квартале 2024 года потребляли значительное количество рыбы и рыбной продукции.
Для улучшения качества товаров и защиты прав потребителей ОО "Мангистауское общество по защите прав потребителей", с июня по октябрь 2024 года, активно работало в рамках социального проекта. Представители общества использовали метод тайного покупателя, чтобы приобретать и отправлять на проверку различные товары народного потребления.
"Это позволяет исследовать продукцию в тех условиях, в которых она обычно попадает на столы казахстанцев. Такой подход поддерживается государством и делает проверки максимально эффективными и независимыми", - делятся правозащитники.
Одним из товаров, попавших под проверку, стали натуральные рыбные консервы — сардина атлантическая с добавлением масла, произведенная в России и купленная в магазине Уральска. Этот продукт был направлен на экспертизу в аккредитованную лабораторию РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы" КСЭК МЗ РК по ЗКО. Исследования включали тесты на промышленные стандарты стерильности, показатели безопасности, такие, как отсутствие вредных бактерий, а также проверку соответствия требованиям маркировки, установленной законодательством Казахстана.
Как рассказали общественники, проверка консервов показала, что в них выявлены несоответствия в маркировке: на упаковке не было информации на государственном языке, а также отсутствовали сведения о возможном наличии компонентов, полученных с использованием ГМО.
"Это затрудняет оценку полной безопасности продукта для потребителей, особенно тех, кто уделяет внимание составу и наличию ГМО. Маркировка важна для информирования и защиты потребителей, поэтому ее отсутствие (согласно Закона РК "О защите прав потребителей", информация на одном или иностранном языке считается не предоставленной) снижает доверие к продукту, несмотря на отсутствие вредных веществ", - делятся правозищитники.
Как объясняет Алия Алибекова, правозащитник и эксперт ОО "Мангистауское общество по защите прав потребителей", такие проверки позволяют выявлять проблемные моменты и способствовать улучшению условий для осознанного выбора:
"Маркировка на упаковке — это не просто формальность. Это возможность дать покупателю полную и достоверную информацию, на основе которой он сделает осознанный выбор. Мы видим, что потребители все больше интересуются составом, сроками годности и рекомендациями по употреблению. Поэтому даже такие детали, как отсутствие маркировки на государственном языке, могут повлиять на выбор и доверие к продукту. В конечном итоге, каждый казахстанец имеет право знать, что именно он приобретает".
Для потребителей, которые заботятся о своем здоровье и хотят сделать качественный выбор, эксперты дают несколько простых рекомендаций. Если продукт, такой как рыбные консервы, вызывает вопросы, покупатель вправе запросить у продавца сертификаты соответствия, которые могут помочь убедиться в безопасности продукта и подтверждают ответственность производителя и продавца. Алия Алибекова также подчеркивает:
"Активные общественные проверки, как и мониторинг со стороны государства, помогают создать здоровую конкуренцию среди производителей, а также гарантируют, что продукция на полках соответствует высокому качеству".
Проверки, которые поддерживаются как государственными структурами, так и общественными организациями, создают основу для поддержания высоких стандартов качества. Это усиливает доверие потребителей к продукции, представленной на рынке. Однако эксперт призывает казахстанцев проявлять активность и бдительность, проверяя упаковку и маркировку на продуктах, которые они покупают:
"Вклад каждого покупателя в обеспечение безопасности продуктов также очень важен. Мы, как потребители, голосуем за качество, и с каждым выбором можем способствовать повышению стандартов на рынке".
ОО "МОО по ЗПП", подготовившее данный материал, подчеркивает, что совместная работа государства, активистов и самих потребителей создает защиту от некачественных товаров, а активная позиция каждого покупателя помогает улучшать рынок.
При возникновении вопросов по данному обзору, обращайтесь по телефону "горячей линии" Департамента торговли и защиты прав потребителей по ЗКО - 8 (7112) 500 044, в аккаунт общественной организации в Instagram - OZPP.KZ, либо по телефону 8 705 422 27 39.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2187588-eksperty-podelilis-sovetami-kak-vybrat-kachestvennye-rybnye-konservy/