Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Какие возможности существуют для урегулирования коллективных трудовых споров в Казахстане

Опубликовано:

Рукопожатие
Иллюстративное фото: freepik.com

NUR.KZ рассказывает, что могут предпринять казахстанцы, столкнувшиеся с недобросовестностью работодателя, который нарушает трудовые права работников.

Разногласия, возникшие между работодателем и работниками, в некоторых случаях могут приводить к возникновению трудового конфликта. В зависимости от его специфики и масштабности, для урегулирования коллективного спора задействуются различные механизмы.

Как правило, на начальном этапе работники обращаются к работодателю напрямую, чтобы попытаться урегулировать конфликт с наименьшими потерями для всех сторон и в кратчайшие сроки. Более того, они могут привлечь профсоюзную организацию (если она имеется на предприятии), которая представит их интересы.

"Насколько я могу видеть, тенденция к тому, что все больше граждан старается защитить свои трудовые права, имеет место. Сейчас довольно просто подать жалобу, причем в любую инстанцию – будь то госинспекция труда, будь то правоохранительные или судебные органы. Цифровизация делает свое дело", – считает эксперт по трудовому праву, юрист, социолог Аскар Байгазин.

Для урегулирования трудового конфликта также может быть сформирована примирительная комиссия. Согласно Трудовому кодексу РК, она создается совместным решением сторон на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников.

Если примирительная комиссия не помогла, конфликт может быть решен в трудовом арбитраже – временно действующем органе, созданном сторонами коллективного трудового спора с привлечением уполномоченных лиц.

Кроме того, для урегулирования конфликта могут быть привлечены медиаторы – независимые специалисты, которые помогают сторонам достичь соглашения без обращения в суд. Медиативные соглашения имеют юридическую силу, если они заверены в установленном порядке.

"Конечно, до привлечения специалистов-медиаторов в наших реалиях доходит не так часто, но, скажем, в европейской практике – это норма. В законодательствах некоторых государств Евросоюза их статус четко регламентирован, что позволяет им работать непосредственно внутри судебной системы. Там их основная задача – помочь людям не доводить дело до тяжбы. Хороший медиатор не может быть узконаправленным экспертом, он должен разбираться во всех областях, причем разбираться на достойном уровне. Плюс навыки психолога, умение подобрать подход к разным людям – это обязательно", – поделился информацией Аскар Байгазин.

В случае, если конфликт не удается урегулировать на уровне предприятия, работники имеют право обратиться в государственную инспекцию труда. После получения жалобы инспекторы проводят проверку на предприятии с целью выявления нарушений трудового законодательства. Если они подтверждаются, к работодателю могут быть применены различные меры воздействия: от выдачи предписаний и административных штрафов до приостановления деятельности.

"Хотелось бы, чтобы казахстанские работники еще более активно защищали свои трудовые права. Проблема в том, многие люди терпят, считают, что нарушения со стороны работодателя – это норма. Мол, все терпят, и я тоже потерплю. Конечно, есть вопрос компромисса, где-то необходимо уступать, но когда работодатель систематически нарушает права, нарушает Трудовой кодекс, нарушает законодательство, ни к чему хорошему это не приведет. Нужно не бояться и стараться донести до руководства свое мнение. Но если это не действует, тогда стоит прибегать к другим мерам", – отметил Аскар Байгазин.

Добавим, что работники имеют право подать в суд на недобросовестного работодателя. Суды рассматривают иски в соответствии с Трудовым кодексом РК и могут принимать решения, обязывающие работодателя выплатить компенсацию, восстановить уволенных на рабочем месте и другое.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2192579-kakie-vozmozhnosti-sushchestvuyut-dlya-uregulirovaniya-kollektivnyh-trudovyh-sporov-v-kazahstane/