Как проявляется религиозный экстремизм в современном обществе: причины, черты и последствия
Опубликовано:
Религиозный экстремизм — явление, которое подрывает социальную стабильность, используя радикальные идеологии для манипуляции сознанием. Как проявляются его черты, почему он привлекает последователей и какую роль играют социальные сети в его распространении, рассказала NUR.KZ. религиовед, ассоциированный профессор кафедры религиоведения и культурологии КазНУ имени аль-Фараби Жанна Кантарбаева.
— Какие основные черты присущи религиозному экстремизму в современном обществе?
— Для начала, стоит объяснить, что экстремизм подразумевает преданность крайним взглядам, действиям или идеям. Основными чертами, определяющими экстремизм, являются идеализация конкретной религиозной идеологии или убеждения. Из данной идеологии вытекают и другие аспекты экстремизма, такие как нетерпимость по отношению к иным религиозным взглядам или активная борьба с теми конфессиями, которые воспринимаются как угроза. Обычно экстремисты признают истинными лишь свои собственные верования, деля все вокруг на праведное и неправедное, на черное и белое.
Такое черно-белое мироощущение приводит к крайним действиям и жестоким конфликтам, поскольку они рассматривают свое учение как единственный верный путь. Это эмоциональное и идеологическое разрушение часто подрывает основы социальной сплоченности и ведет к насилию и неприятию.
Экстремизм тесно связан с такими явлениями и концепциями, как радикализм, фундаментализм и терроризм. Это связано с преданностью определенной идеологии, чаще всего имеющей политический характер, как в случае с радикализмом или терроризмом. В основном речь идет о идеологии, основанной на каком-либо религиозном учении. В центре этой проблемы находятся радикалы и фундаменталисты, которые, манипулируя сознанием верующих, используют религиозных фанатов.
К явным признакам религиозного экстремизма относится пропаганда создания “исламского халифата” или ожидание “Золотого века”. Здесь происходит значительная смена ценностных ориентиров. Это выражается в отрицании и осуждении устоявшихся национальных и социальных норм, непринятии светского устройства государства и отказе признавать существующую социальную систему. В результате формируются деструктивные идеи, которые реализуются через действия, такие как террористические акты.
— В каких религиях чаще всего встречается экстремизм и почему?
— Экстремизм возникает, когда религиозные убеждения начинают переплетаться с политическими интересами. Этот феномен может проявляться в различных религиях, как открыто, так и скрыто. Зачастую это происходит, когда политика использует веру как орудие для достижения собственных целей. В современном мире ярким примером экстремизма являются псевдорелигиозные группы, которые либо прикрываются религиозными идеями, либо используют их для манипуляции. Особенно заметен геополитический аспект в псевдоисламских течениях, которые активно используют насилие и пропаганду для продвижения своих взглядов.
— Как религиозный экстремизм проявляется в нашей стране и чем он отличается от глобальных проявлений?
— Казахстан представляет собой одну из постсоветских наций, находящихся в состоянии перехода, в которой после разрушения прежней идеологии возник определенный духовный вакуум. Этот вакуум стал привлекательным для деструктивных радикальных движений, стремящихся внедриться в общество через духовные аспекты. Наша страна привлекает внимание многих псевдоисламских группировок, поскольку ее территория и население с давних времен поддерживают ислам, в частности, традиционный суннитский ислам ханафитского мазхаба. Из-за доминирования ислама среди местных жителей Центральная Азия в целом становится одним из целевых объектов для псевдоисламских течений, которые стремятся воздействовать на общество, распространять свои религиозные идеи и воплощать их в жизнь.
Одной из актуальных причин проблемы является недостаток знаний в области религии. Это объясняет, почему множество людей оказались под влиянием экстремистских идеологий. В постсоветских странах наблюдалось множество различных религиозных направлений, и именно тогда проявилась религиозная неосведомленность населения. Люди не могли различить традиционный ислам от нетрадиционных ветвей, не знали признаков деструктивных движений и не осознавали светский характер государства.
Отсутствие религиозной грамотности стало удобным условием для распространения деструктивных культов. Также следует подчеркнуть, что ни население, ни государственные органы не были готовы к волне религиозного ренессанса. Никто не предвидел возрождения разнообразных верований, что поспособствовало расцвету радикальных движений и экстремистских группировок.
В 1992 году был принят закон, касающийся свободы вероисповедания и религиозных объединений, который значительно облегчал процесс регистрации. Этот закон отличался своей относительной лояльностью, что способствовало распространению различных религиозных направлений на территории государства.
Среди социальных проблем можно выделить растущее число безработных, недовольство граждан уровнем жизни, обиду на социальную несправедливость, коррупцию и недоверие к властям. Все эти факторы свидетельствуют о слабой экономико-социальной стабильности. В то же время радикальные течения предлагают создать справедливое общество, опирающееся на истинные религиозные принципы, и работают над осуществлением своего видения так называемого “Золотого века”.
— Какие психологические факторы могут привести к тому, что человек становится приверженцем религиозного экстремизма?
— Под воздействием радикальных группировок оказываются представители разных слоев общества, однако чаще всего это молодежь, подростки и женщины. Данный феномен можно объяснить их эмоциональной и романтической восприимчивостью. Особенно легко поддаются влиянию наивные и чувствительные индивидуумы, которые могут стать религиозными фанатиками. Одним из последствий религиозного экстремизма является возникновение фанатичного отношения к вере.
Люди, стремящиеся контролировать свою жизнь или зацикленные на собственной праведности, также подвержены этому явлению. Кроме того, те, кто переживает обиду, недооцененность или испытывает духовные проблемы, такие как утрата близких, находят утешение и поддержку в радикальных организациях и становятся преданными их идеологии.
— Как экстремистские группы используют психологическое давление или манипуляцию для вербовки новых членов?
— Данные организации придают огромное значение умению влиять на сознание и активно ищут людей, которые подходят им. Часто они используют метод, известный как "бомбардировка любовью". Это означает, что участники групп предлагают заботу, поддержку и внимание, которые человек, возможно, не получал от своих родных. Когда кто-то начинает проявлять интерес и готовность прийти на помощь, это и есть та самая бомбардировка любовью, что оказывается весьма эффективным способом.
Также применяют метод "сэндвича" или "дружелюбия". Вербовщики становятся друзьями, проявляют интерес к жизни и быту человека, создавая общие интересы. Это общее основание служит фундаментом для дружбы и, как следствие, преданности, которая затем трансформируется в следование экстремистской идеологии.
Метод зомбирования также представляет собой способ вербовки, который насаждает идеологию радикальных движений. В итоге человек начинает воспринимать эту идеологию как абсолютную истину, отказываясь слушать других и теряя прежние ценности.
— Как интернет и социальные сети способствуют распространению религиозного экстремизма?
— Цифровые платформы, включая интернет и социальные сети, стали эффективными каналами для распространения религиозных идеологий. Многие люди, обращающиеся к вере, оказываются под влиянием радикальных групп.
Онлайн-пространство создает ощущение анонимности и скрытности, что особенно привлекает молодежь и подростков. Поэтому с помощью социальных сетей легко можно продвигать или распространять экстремистские идеи.
Сейчас множество религиозных пропагандистов используют такие платформы для своих месседжей, создавая страницы и аккаунты. Это затрудняет различение традиционной религии от ее радикальных интерпретаций и многих ставит под угрозу.
Я считаю, что мы можем использовать эти же технологии для профилактических мер. В этом направлении работает госпрогамма, которая нацелена на выявление экстремистских организаций и реализацию государственной политики в области религиозных вопросов.
— Есть ли у вас личные примеры или наблюдения, которые могли бы помочь лучше понять эту проблему?
— В качестве примера можно привести ситуации, связанные с жертвами деструктивных сект. Многие граждане Казахстана отправились в Сирию, и благодаря операции “Жусан” мы смогли их вернуть. Они поделились историями, которые они пережили во время своего пребывания в Сирии. Из рассказов возвратившихся женщин и детей становится ясным, что значительное число из них стало жертвами влияния социальных сетей. Хочу отметить, что существуют профессиональные вербовщики, которые действуют с целью привлечения новых членов. Это молодые люди, обладающие образованием, многими языками и высоким интеллектом. В качестве платформ для влияния могут выступать сайты знакомств, онлайн-курсы, а также различные коучинговые программы.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2193117-kak-proyavlyaetsya-religioznyy-ekstremizm-v-sovremennom-obshchestve-prichiny-cherty-i-posledstviya/