Круговая порука, страх и безнадежность: почему Бестобе находится во власти "черных" старателей
Опубликовано:
NUR.KZ попытался разобраться, кому выгодно процветание нелегального старательства в поселке Бестобе и почему ситуация с годами становится только хуже.
Рука руку моет
Журналисты портала NUR.KZ, не так давно побывавшие в Бестобе, узнали от местных жителей, что "черное" старательство — неотъемлемая часть жизни поселка уже больше 30 лет. Золотодобытчики-нелегалы продолжают обогащаться и сегодня, видимо, считая, что просто берут свое. Некоторые из них погибают в шахтах.
Про деятельность так называемых "сватов" в Бестобе знают все, но найти того, кто захочет рассказать об этой проблеме детально, практически невозможно. Непонятно — то ли люди боятся, то ли действительно не знают всей подноготной, то ли сами тем или иным образом связаны с нелегальной добычей. В одном из наших предыдущих материалов простые бестобинцы делились своим мнением по поводу проблемы, которая "прославила" их поселок на всю страну.
Одна из главных причин, почему в поселке долгие годы, процветает, по сути, преступная деятельность, кроется в том, что за тысячами нелегальных старателей стоят другие выгодоприобретатели. Все они находятся "в тени", но это не мешает им быть важными связующими звеньями преступной цепочки.
Это мнение разделяет и начальник рудника Бестобе Канат Аманов, который полагает, что за "сватами" стоят куда более серьезные люди.
"Если есть незаконная добыча золотосодержащих материалов, значит, есть и скупщики. Если есть скупщики, значит, есть организаторы. А если есть организаторы, то есть "голова", которая всем этим руководит. И малышу понятно, что здесь творится. Рука руку моет", — высказал свою точку зрения руководитель предприятия.
Известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев также вполне допускает, что преступные механизмы в Бестобе хорошо налажены.
"Понятно, что есть определенная "кормовая база" местных группировок, которые активно пользуются этими потоками. При этом любая попытка наведения порядка в этой сфере вызывает очень мощное противодействие. Удивительно, что правоохранительные органы не могут жестко разобраться с этой ситуацией. Пресечение "серых" схем и деятельности "черных" старателей, очевидно, входит в функции силовиков", — считает Данияр Ашимбаев.
В Бестобе верховодят религиозные радикалы?
Если отталкиваться от информации, которую наши корреспонденты получили от полиции Бестобе, почти никто из "черных" старателей, спускающихся в шахты, не выходит оттуда с золотом. Соответственно, местные правоохранительные органы имеют право наказать их разве что административным штрафом или арестом на 15 суток. А золото тем временем доставляется на поверхность по каким-то другим, более защищенным каналам. И объемы украденного природного ресурса не возьмется оценить ни один государственный орган в Казахстане.
Значительное число важных подробностей казахстанцы узнали из анонимного видео, о содержании которого ранее писал NUR.KZ. В нем некий мужчина, называющий себя бывшим жителем Бестобе, подробно рассказывает о масштабе катастрофы, которая стала повседневностью и нормой.
По его мнению, жить в Бестобе стало невозможно. Здесь есть место всему, что сегодня мы можем увидить, скорее, в криминальном сериале, а не в реальной жизни. Разборки с оружием, радикально настроенные религиозные группировки, подкупы правоохранителей, избиения охранников, запугивание местного населения, платный вход в шахты, трупы под землей — вот что из себя представляет Бестобе на сегодняшний день, судя по рассказу анонима.
"Я был вынужден уехать из родного села. Жить здесь стало просто небезопасно. Власть в Бестобе захватили преступные группировки "черных" старателей из числа так называемых "бородачей" и бывших уголовников. Людей в Бестобе запугивают, кто-то умирает при загадочных обстоятельствах. Полицию, по-видимому, подкупают, так как беспредел продолжается. Помощи ждать неоткуда", — рассказал мужчина.
При этом во время поездки в Бестобе ни официальные лица, ни жители поселка информацию о верховодящих "бородачах" и криминальных разборках не подтвердили. Не исключено, что для того, чтобы рассказать обо всем этом откровенно, необходимо скрыть внешность и изменить голос — точь-в-точь как это сделал вышеупомянутый аноним.
"Как правило, религиозные экстремисты очень близки к оргпреступности. Если они действительно там есть, значит, это вопрос к Комитету национальной безопасности. У нас ведь есть все нормативы. Нелегальная религиозная деятельность — должен реагировать КНБ, нелегальные финансовые потоки — агентство по финмониторингу, коррупция — Антикор, преступность — полиция и прокуратура. Просто необходимо подойти к решению проблемы сообща и организованно", — высказал точку зрения политолог Данияр Ашимбаев.
Нужно ли ужесточать закон?
Не стоит забывать и о географическом расположении поселка, также способствующем процветанию преступности. Бестобе отброшен от Степногорска, к которому административно относится, почти на 100 км. Чтобы добраться до областного центра — Кокшетау — придется преодолеть более 300 км. Соответственно, у вышестоящих властей нет даже физической возможности хоть как-то контролировать ситуацию.
Пока же все официальные лица — руководство рудника, аким поселка Бестобе и полицейские — ждут законодательных изменений, то есть ужесточения ответственности за "черное" старательство. На текущий момент никто из них повлиять на ситуацию глобально не может — требуется вмешательство чиновников самого высокого ранга.
"Я писал начальнику УВД, начальнику ДВД. Он, возможно, писал в МВД. Дальше — они могут это передать в другие профильные ведомства. После этого вопрос попадает на рассмотрение депутатам. Та же 506-я административная статья была принята таким образом, до этого за "черное" старательство вообще никого наказания не было. Я думаю, если поменять ее на уголовную статью, люди задумаются, ведь даже штрафы в этом случае будет уже не 55 тысяч тенге, а один миллион или два. Плюс нарушители будут знать, что им грозит реальный тюремный срок или ограничение свободы", — поделился мнением бывший начальник полиции поселка Бестобе Нурбек Султангазиев.
О проблеме нелегального старательства в Бестобе неоднократно говорил бывший первый вице-министр по инвестициям и развитию РК, а ныне зампред мажилиса Альберт Рау. Депутат поднимал вопрос еще около десяти лет назад. Бестобинская ситуация, описываемая им в 2020-м, по сути, не отличается от сегодняшнего положения дел в поселке.
"Особо острая ситуация сложилась в АО "Горно-металлургический концерн "Казахалтын" в Акмолинской области. За период с 2015 по 2020 год, по данным предприятия, на его объектах было задержано более 32 тысяч нелегальных старателей. Внесенные ранее дополнения в законодательство, предусматривающие ответственность за незаконное проникновение на охраняемый объект, не решили проблему. Административный штраф 15 МРП либо адмарест до 15 суток за незаконное проникновение на объект только частично повлияли на ситуацию", — отмечал Альберт Рау около четырех лет назад.
В России, где также существует проблема "серой" золотодобычи, власти пытаются решить ее в том числе путем внедрения закона о "вольном приносе". Летом 2023 года Госдума РФ приняла его в первом чтении. Планировалось, что закон будет регламентировать деятельность частных старателей и позволит им на легальных основаниях заниматься золотодобычей. Кроме того, принятие документа может поспособствовать установлению процедуры пользования недрами, регламентировать операции по скупке золота, а также помочь в определении территорий для осуществления частного старательства.
Решить бестобинскую проблему раз и навсегда также проблематично из-за того, что часть населения поселка вовлечена в нелегальное старательство. Около года назад NUR.KZ сообщал о том, что сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью ДП Акмолинской области обнаружили пролаз в шахты прямо во дворе дома одного из местных жителей.
Самодельные проходы, или "дудки", периодически находят в сараях и гаражах бестобинцев. Как разобраться с этой напастью — неясно, ведь у местной полиции не хватает полномочий: неприкосновенность частной собственности никто не отменял даже в Бестобе.
Уличенные в "черном" старательстве или пособничестве шахтерам-нелегалам, как правило, оправдываются отсутствием возможности зарабатывать честным трудом. Выбора работы в поселке действительно не так много, но значит ли это, что разграбление неработающих шахт, да еще и с огромным риском для собственной жизни, — наилучшее решение? Здравый смысл подсказывает — нет.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2194098-krugovaya-poruka-strah-i-beznadezhnost-pochemu-bestobe-nahoditsya-vo-vlasti-chernyh-starateley/