В Казахстане построены более 200 участков автодорог для тестирования инноваций
Опубликовано:
За 65 лет своей деятельности КаздорНИИ инициировал строительство и ведет мониторинг более 200 опытно-экспериментальных участков на автодорогах Казахстана. На этих участках проводятся испытания передовых дорожно-строительных материалов, новых технологий и научных разработок института, сообщает NUR.KZ.
За последние 2 года в стране построены 29 новых опытных участков. Их постоянный мониторинг помогает экспертам проверять эффективность современных решений в реальных условиях эксплуатации на длительной основе.
Сегодня, с развитием глобальных высоких технологий, улучшение качества и безопасности автодорог не может обходиться без внедрения инноваций. Однако практика показала, что не все новшества эффективны и одинаково хороши для дорог в разных странах и климатических поясах.
Чтобы строители дорог не допускали дорогостоящих ошибок, комитет автодорог поручил КаздорНИИ найти системное решение, дающее подрядчикам доступ к проверенной информации о надежных и подходящих решениях.
В результате, в 2024 году в пилотную эксплуатацию была запущена онлайн-платформа "Единая база дорожно-строительных материалов и новых технологий", заметно изменившая подходы к процедурам испытаний, внедрения новых и инновационных материалов и технологий.
"Новые материалы и технологии сначала вносятся в реестр новых технологий единой базы, испытываются и изучаются коллегиальным техническим советом по внедрению и освоению новых технологий и материалов при Комитете автомобильных дорог Министерства транспорта РК. В реестре указываются подробные сведения о производителе, поставщике, области применения и т.д. В состав техсовета входят эксперты дорожного строительства, ученые, проектировщики, представители уполномоченного госоргана, "КазАвтоЖола", центра качества, бизнес-сообщества и общественных организаций", - рассказывает директор департамента дорожных материалов и новых технологий КаздорНИИ Мейрамгуль Кабдыгалиева.
В 2023-2024 годах проведены 12 заседаний технического совета, на которых в реестр единой базы внесены 138 новых технологий и материалов. Часть из них - 28 (включая 7 разработок казахстанских ученых) - имеет желтый статус. Это значит, что новинки проходят этап апробирования на опытных участках.
В их числе инновационные герметики, пропитки, присадки, адгезионные добавки, полимерные стабилизаторы и модификаторы грунтов, битума и асфальтобетонных смесей, геосинтетические материалы, полимерно-армирующая добавка для бетона, а также технология холодного асфальта, стойкая краска для дорожной разметки, железобетонные изделия и противогололедный экореагент.
Решение об определении опытного участка принимается по итогам заседаний технического совета. Комитет автодорог предписывает НК "ҚазАвтоЖол" определить перечень участков, где возможно провести испытания. Выбор подходящих мест делают поставщики материалов с учетом местных климатических и гидрогеологических условий. Для этого анализируются пробы грунтов и образцы материалов "дорожного пирога".
"Некоторые новые технологии и материалы нужно испытывать при строительстве участков, другие - на уже готовых отрезках, где есть проблемы обслуживания и содержания. Опытные участки обычно устраиваются на дорогах с высокой интенсивностью. Бывает, что материалы испытываются сразу в нескольких климатических зонах. Апробация материалов, в зависимости от вида и назначения, длится от 3 месяцев до 2 лет", - отметила руководитель управления новых технологий КаздорНИИ Зауреш Омирбекова.
Что дает мониторинг опытных участков? Апробация проводится коллегиально и дает возможность объективно проверить эффективность и жизнеспособность новых материалов и технологий, выявить недостатки и преимущества.
Результаты проверки изучаются техническим советом и при положительной оценке материал получает зеленый статус и рекомендацию к использованию при проектировании, в обслуживании, ремонте и строительстве дорог в конкретных климатических и геологических условиях.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2201814-v-kazahstane-postroeny-bolee-200-uchastkov-avtodorog-dlya-testirovaniya-innovaciy/