Какая работа планируется в 2025 году, рассказала президент КаздорНИИ
Опубликовано:
В следующем году отечественную дорожную отрасль ждут большие перемены. О новых задачах, поставленных Министерством транспорта РК перед дорожными учеными, в интервью рассказала президент АО "КаздорНИИ" Арман Алибаева.
- Арман Халилолловна, как для ученых прошел 2024 год?
- Уходящий год был еще более продуктивным и насыщенным, чем 2023-й. Наблюдаем рост по всем направлениям, все поставленные цели достигнуты.
Мы запустили в пилотную эксплуатацию Единую базу дорожно-строительных материалов и новых технологий — первый в своем роде масштабный IT-проект для дорожной отрасли Казахстана. В короткие сроки удалось создать фундаментальную информационную систему, по своей значимости сопоставимую с другими успешными цифровыми проектами в республике, обеспечившими ускорение и прослеживаемость процессов.
Наша база обеспечивает максимальную прозрачность и удобство при выборе и внедрении дорожно-строительных материалов и технологий. За счет исключения лоббирования и теневых отношений в конечном итоге мы добьемся заметного повышения качества дорог, поскольку в базу попадает только качественная продукция. Подрядчиков открытый доступ защищает от дорогостоящих ошибок, а производителей материалов и поставщиков технологий такой подход стимулирует к росту конкуренции, развитию и предложению только лучших товаров и услуг.
По согласованию с комитетом автодорог функционал базы расширяется. Добавляются полезные электронные сервисы обо всем, что касается проектирования, обслуживания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог. Уже включены ГИС-карта заводов-производителей строительных материалов, каталог инновационных дорожных машин и механизмов, реестры асфальтобетонных заводов, аккредитованных лабораторий, производителей цемента и минерального порошка, технических средств безопасности дорожного движения.
Уже при создании единой базы с места сдвинулся целый ряд нерешенных вопросов. Например, на законном основании была проведена полная ревизия всех карьеров и асфальтобетонных заводов, работающих на дорожную отрасль. По результатам обследования составлена полная картина о состоянии объектов и теперь каждый участник отрасли может ознакомиться с информацией в открытом доступе.
Параллельно в течение года институт разрабатывал еще 4 информационные системы для мостовиков, специалистов диагностики и паспортизации дорог, проектировщиков, а также для подбора и найма профессиональных дорожников.
На примере системы управления эксплуатацией мостов хочу заострить внимание на актуальности работ по цифровизации отрасли. Специалистами сделан по истине исторический шаг.
В Казахстане насчитывается около 3,7 тыс. мостовых сооружений, в том числе 1,2 тыс. на республиканских дорога и порядка 2 тыс. - на местной сети. Более половина - 60% - из них уже на излете своего жизненного цикла. Поэтому у нас возникает острая необходимость иметь четкую картину об их техническом состоянии. От этого зависят не только жизни людей, но и безопасность государства.
Создание СУЭМ даст возможность отсканировать и собрать на единой цифровой платформе данные обо всех мостовых сооружениях республики. На основе собранных материалов система в автоматическом режиме и с высокой скоростью, недостижимой для человека, сможет анализировать текущую ситуацию, прогнозировать и рассчитывать работы по ремонту и реконструкции объектов.
В рамках задач по оцифровке мостов КаздорНИИ внедряет технологии 3D-моделирования сооружений, приближая нас к переходу на BIM-технологии при строительстве мостовых сооружений. В следующем году ожидается внесение соответствующих изменений в нормативы по проектированию дорог.
Технологический прорыв даст возможность создавать и рассчитывать полный жизненный цикл мостов от стадии проектирования до вывода из эксплуатации. Компьютерное 3D-моделирование позволит проанализировать все процессы, которые будут протекать в сооружениях еще до начала их строительства. Этим мы закроем все потребности управления эксплуатацией стратегических объектов.
Еще один предмет нашей гордости - система управления улично-дорожной сетью. По инициативе акиматов нескольких регионов проведена паспортизация 16 тыс. км городских улиц и загородных трасс. В рамках проекта были созданы виртуальные копии автодорог, которые уже можно видеть на нашей платформе. Идеи ведения цифровых двойников дорожной инфраструктуры неоднократно озвучивались правительством. СУДС повысит эффективность управления дорожной сетью и позволит планировать и проводить ремонтные и обслуживающие работы на основе актуальных данных. Точное прогнозирование и распределение ресурсов помогут снизить издержки.
Хочу добавить, что в 2024 году КаздорНИИ продолжена трудоемкая и скрупулезная работа по обновлению отечественной отраслевой нормативной базы. Ключевым шагом стала разработка ведомственного норматива "Нормативные документы автодорожной отрасли", который определит структуру обновленной базы отраслевых нормативных документов.
Особое внимание в будущей новой структуре нормативно-технических документов уделяется на обеспечение безопасности и качества автодорог на всех этапах их жизненного цикла. Кроме того, подготовлена к внедрению первый этап международных стандартов. Интеграция послужит каналом взаимодействия с опытом мирового дорожного сообщества. В частности, в вопросах перехода Казахстана на технологию Superpave ("Суперасфальт").
А еще в уходящем году мы отметили 65-летие КаздорНИИ, без преувеличения, эта важная дата отражает исторический путь развития всей дорожной отрасли Казахстана.
- Какие задачи КаздорНИИ ставит перед собой на 2025 год?
- В следующем году на передний план будет выведена научно-исследовательская работа. В частности, мы заявили 3 научных проекта по темам испытаний асфальтобетона, битума и стабилизации грунта. Эти исследования нацелены на повышение качества, устойчивости и эксплуатационных свойств материалов. Еще запланированы исследования по оценке безопасности дорожного движения. Сейчас это очень актуальный вопрос для Казахстана.
Обеспокоенность населения разделяют и в правительстве. Комитетом автомобильных дорог дано задание усилить работу в этом направлении. В ноябре утвержден ведомственный норматив КАД МТ РК, в котором впервые в истории страны закрепили понятия и нормы, касающиеся аудита и инспекции безопасности автодорог. В течение года мы обучили специалистов и нацелены глубже изучить передовой европейский опыт в области анализа БДД. По итогам исследований мы разработаем четкую концепцию безопасности дорожного движения РК - стратегический документ, который охватит все циклы строительства дорог - от проектирования до эксплуатации, и станет основой для системных мер по снижению аварийности на дорогах страны.
Второй главный акцент мы ставим на научное сопровождение внедрения технологии Superpave. Уже запланированы исследования международного опыта проектирования автодорог по новой для Казахстана методике. Также в план на следующий год входят продолжение научных исследований применения промышленных отходов в дорожном строительстве, внедрение цифровых двойников мостовых сооружений и разработка методики определения количества и качества полимеров в битуме, которая позволит четко контролировать рецептуру на заводах и улучшить качество конечного продукта.
Для решения проблемы утилизации техногенных отходов в единую базу добавим ГИС-карту и новый реестр, включающий информацию об их месторасположении, запасах и возможностях использования в строительстве.
- Можете раскрыть подробности планов по внедрению технологии "Суперасфальт"?
- Superpave - один из главных приоритетов 2025 года. Нами разработана дорожная карта внедрения технологии и уже начат процесс согласования. В рамках проекта учтены особенности местностей, где будут построены тестовые участки, включая их геологические и географические характеристики, погодные условия. Также проведены научные тесты и исследования для определения свойств грунта, почвы и т.д.
На 1-е полугодие поставлены задачи определить подрядчиков и обучить сотрудников "КазАвтоЖол", подрядных организаций, битумных и асфальтобетонных заводов. Одновременно будет осуществлен подбор и испытание составов асфальтобетонных смесей с учетом транспортной интенсивности и климатических условий регионов Казахстана. В завершение этапа подобранные составы нужно будет воспроизвести непосредственно на АБЗ.
В 3-м квартале начнется строительство трех пилотных участков на дорогах "Актобе – Улгайсын", "Самара – Шымкент" и "Алматы – Хоргос". Они будут возводиться при научно-техническом сопровождении КаздорНИИ совместно с международными экспертами.
В конце 2025 года будут подведены итоги, включающие анализ эффективности технологии и заключение о результатах внедрения.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2205588-kakaya-rabota-planiruetsya-v-2025-godu-rasskazala-prezident-kazdornii/