Отцы-одиночки: как воспитать детей без жены
Опубликовано:
Отцы-одиночки – явление нечастое. Гораздо легче встретить мать, которая воспитывает ребенка, а то и нескольких детей одна.
Такая ситуация может вызывать сочувствие, но удивления практически не вызывает. В отличие от мужчин, воспитывающих детей в одиночку. Одинокий папа вызывает у окружающих, как правило, куда более интенсивные эмоции, чем просто сочувствие. И хотя в некоторых восточных странах проживание ребенка с отцом после развода – считается само собой разумеющимся, то в нашем государстве в подавляющем большинстве случаев малыши остаются с мамой. Когда папа – мама
32-летний Шухрат воспитывает 3-летнего малыша один вот уже полтора года. Его жена после шести лет брака оставила семью и ушла к другому. Ребенок остался с отцом – "ему с тобой будет лучше", решила нерадивая мать.
- Ребенку на тот момент был год и семь месяцев. Я сказал сразу – ребенка тебе не отдам, ты знаешь, как я к нему отношусь. Не допущу, чтобы его воспитывал какой-то дядя. Да она и не претендует на него. Для нее удобно приехать, показаться, что вот я есть, я твоя мама. Человек, который дорожит ребенком, при любой ситуации забрал бы его. Сейчас ребенок живет с папой, хоть официально его место жительства не определено. Шухрат объясняет, что настаивал на определении, но бывшая жена подписывать документы не желает. А добиваться прав через суд – рискованно, ведь скорее всего, судья вернет ребенка матери. Однако та, несмотря на нежелание признать официально местом жительства ребенка дом отца, видится с маленьким Руфатом не чаще чем пару раз в месяц.
- Я не подавал на алименты и не собираюсь подавать. Единственное на чем я настаиваю – на определении места жительства ребенка. Сделать все официально. Я не против их общения – день, два, неделя. Но она не хочет ничего подписывать.
Шухрат посвятил себя ребенку еще до его рождения – он вникал во все подробности во время беременности, как сам признается "вел ее":
- Я знал, когда, что, где и почему. Почему шишечка здесь появилась, почему здесь пятнышко появилось. Я ведь на семь лет старше жены, да и это не первый мой брак. В предыдущем браке у меня двое сыновей, опыт отцовства есть. Но они живут со своей матерью.
Первая встреча ребенка с матерью через месяц после расставания была болезненной больше для отца, нежели для женщины или самого Руфатика. Шухрат переживал, что ребенок начнет плакать, капризничать – ведь мать есть мать. Однако страхи оказались напрасными – сын просто сказал маме "пока", а папе – "пойдем домой".
- Я понимаю, что маму никто не заменит. Но в данном случае в большей степени мамой был я. Ребенку не хватает материнской ласки. Приголубишь, приласкаешь ребенка – все равно это не то. Я все-таки мужчина, прихожу с работы, сажусь за компьютер. Я должен работать, обеспечивать ребенка. С дедушкой, моим папой, они стали лучшими друзьями с первых дней. Бабушка с дедушкой его даже в садик не пускают – говорят, пока мы можем, будем помогать.
- Рассматриваете ли возможность появления новой "мамы" в вашей с Руфатом жизни?
- Мне всего 32 года. Конечно, рассматриваю. Но опять есть опасения. Я его родной матери не позволяю на него голос повышать. Все равно есть свой, есть чужой. Но если женщина прикрикнула на ребенка, это можно двояко расценить – либо потому что это не родной ее ребенок, либо – воспитывает.
- Бывают вопросы от окружающих, где мама?
- Часто бывают, тогда я стараюсь переменить тему разговора, а ребенка увести. Хотя он сам отвечает – мама живет отдельно. Мама из соседнего подъезда
История 59-летнего Сергея несколько похожа на историю нашего первого героя. Когда Сергей и его теперь уже бывшая жена создали семью, им было уже 26 и 24 года соответственно. Поначалу все было хорошо – дружная семья, две лапочки-дочки –Милана и Даша. Однако, когда младшей было восемь, в доме разразился гром – мама ушла. Правда, тогда она ушла, чтобы вернуться. А еще через несколько лет ушла окончательно. Хотя и недалеко – ее новый избранник жил в том же доме, что и бывшая уже семья, только в другом подъезде. Вот такая ирония судьбы. Девочкам тогда исполнилось 11 и 15 лет.
- Они остались со мной. Может, она звала детей к себе, я как-то спрашивал у них, но они так ничего конкретного и не сказали. Старшая отнеслась более спокойно, потому что была почти взрослая, а младшая сильно переживала. Ей было как раз 11 лет, переходный возраст, тем более, она видела, что мама живет в этом же доме. У младшей было шоковое состояние, приходилось поддерживать девочек. Насколько мог, я объяснил им ситуацию.
Травма от поступка мамы дала о себе знать: младшая Даша стала хулиганить на улице, случались и приводы в милицию. К счастью, разговоры и убеждения отца о том, что подобное поведение до добра не доведет, подействовало, и девочка "взялась за ум". Дочери помогали отцу – старшая со временем взяла на себя готовку, младшая – уборку.
- Я тогда работал на киностудии Казахфильм, у меня часто были командировки по три-четыре месяца. Я, конечно, не готовил, не убирался, привозил деньги, обеспечивал семью. А когда жена ушла, мне пришлось научиться готовить. Я взял поваренную книгу, сначала научился готовить самое простое – пельмени, а потом и другие блюда. Со стиркой, уборкой проще. Сложности были скорее потому, что это все-таки девочки. Какие-то вещи я просто не мог объяснить. Но я читал специальную литературу по семейным отношениям. Налаживал контакт.
Сложность состояла еще и в том, что Сергею некому было помочь – родственников в Алматы у него нет. Тем не менее, родные поддерживали одинокого папу и морально, и даже иногда материально. Помощи от родственников бывшей жены, признается, не видел, а от самой женщины и не ждал – "Она толком нигде не работала, тем более время было перестроечное, она сидела дома".
Однажды Сергей уехал в командировку в Австрию, оставив дочерям денег и продуктов лишь на 10 дней – на такое время планировалась поездка. А задержался на все два месяца. Естественно, запасы быстро закончились, пришлось выкручиваться – отец звонил друзьям в Алматы, просил их помощи – те приезжали, оставляя девочкам продукты и все необходимое. Личную жизнь Сергей так и не наладил. По его признанию, была в его жизни женщина, но увы, пара рассталась.
- Конечно, я понимал, что другая женщина будет носиться к детям не так, как родная мать. Наверное, им не хватало материнской ласки. Я не сюсюскал с ними, не гладил по голове.
Сегодня дочери Сергея уже взрослые, младшая Даша уже имеет семью. Ей 26. Вместе с мужем и маленькой дочерью она живет во Франции. Старшая 31-летняя Милана уехала к родственникам в Санкт-Петербург, учится и работает.
- К любой ситуации нужно быть готовым внутренне, - считает Сергей. – Когда жена ушла во второй раз, я сказал – в добрый путь.
Комментарий психолога
- В одиночку воспитывать ребенка сложно и мужчине, и женщине, считает психолог Татьяна Педаева. - До трех лет ребенку, по большому счету, нужна мать. Отец в поле зрения ребенка появляется только после стадии "я сам". Мужчине сложнее воспитывать ребенка одному в том плане, что он не знает, что делать с ребенком. Задача мужчины - зарабатывать деньги и поддерживать женщину в воспитании детей. Когда ему приходится одному воспитывать ребенка, то ему нужно учиться кормить, пеленать, играть, поддерживать, вдохновлять. Если в детстве мужчине не пришлось заботиться и нянчить младших братьев и сестер, то заботиться о своем ребенке ему будет крайне сложно. В таком случае на помощь зачастую приходит бабушка. Она берет на себя материнскую функцию.
Ребенка нужно любить. Как бы трудно не было мужчине справляться с ребенком, нужно помнить, что он ни в чем не виноват. Он хочет тепла и ласки. Стать мамой папа не сможет никогда. Потому что мужчина - это не женщина. Совет один - ищите маму. Только не мачеху, а маму. И еще как можно раньше начните водить ребенка к психологу, желательно к женщине. Детская травма "брошенности" бесследно не проходит…
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/350220-otczy-odinochki-kak-vospitat-detej-bez-zheny/